https://pc-service.kz/shop/akkumuljatory-dlja-noutbukov

Оглавление

М


МАГАЗИН, магазейн, 1) склад, амбар для хранения казенного хлеба; М. устраивались в казенных и удельных деревнях для хранения общественного хлеба на случай неурожаев, а также в различных местностях для содержания армии; вошедшее в употребление в кон. 19 в. назв. торговых заведений, обычно для торговли художественной продукцией, фарфором, серебром и др. товарами для богатого потребителя.

МАГИСТР, ученая степень, низшая в сравнении с докторской. Присваивалась на всех факультетах, кроме медицинских, за искл. М. фармации и М. ветеринарных наук, к-рые были высшими в своей области. Стелена М. получало лицо, после окончания ун-та выдержавшее устный экзамен и публично защитившее диссертацию; в нек-рых случаях к испытанию на степень М. допускались лица с докторским дипломом иностр. ун-та. При выдающихся достоинствах диссертации факультет мог ходатайствовать о возведении автора диссертации в докторскую степень. М. могли просить о причислении к потомственному поч. гражданству; имели право на чин 9-го класса Табели о рангах, могли назначаться экстраординарными профессорами унта, носили сер. академич. знаки. Православные Духовные академии давали степень М. богословия.

МАГИСТРАНТ, лицо, выдержавшее магистерский экзамен, но не защитившее диссертации.

МАГИСТРАТ, гор. учреждение. Введен в 1722 как орган самоуправления торгово-пром. населения. Состоял из выборных бургомистров, ратманов, в больших городах возглавлялся президентом. М. был суд. - адм. органом, решавшим все уголовные и гражд. дела горожан, наблюдавшим за раскладкой и сбором податей, отбыванием повинностей, гор. хозяйством и благоустройством. Городские М. подчинялись Гл. М., а по отношению к местной администрации были независимы. В 1727 М. был упразднен, городские М. названы ратушами и подчинены воеводам. В 1743 М. восстановлены, но оставлены в зависимости от администрации. По закону 1775 городские М. и ратуши подчинялись губ. М. и состояли из избранных на 3 года купечеством и мещанами 2 бурмистров и 4 ратманов и были чисто суд. сословными учреждениями; апелляционными и контрольными инстанциями были губ. палаты уголовного и гражд. суда. М. подчинялись словесные суды. Там, где по закону 1775 гор. дум не было, М. занимались также гор. финансовыми и хозяйственными делами. В 1866 М. упразднены в Европейской России, в 1885 — в Сибири.

МАГНАТ, представитель богатейшего крупнопоместного дворянства, обладавший весом в обществе; обычно в литовских, польских, малороссийских губ.

МАЙОР, воен. чин 8-го класса Табели о рангах. С 1845 - первый чин, давав права потомственного дворянства. В гвардии не употреблялся, в армии существовал до 1884. Обычно командовал батальоном. Носил погоны с двумя просветами или эполеты с бахромой, с двумя звездами; титуловался "Ваше высокоблагородие".

МАЙОРАТ, система наследования недвижимого имущества в дворянской сети только старшим сыном; младшие получали движимое имущество и должны были искать иных источников средств существования. В России подобие М. было введено в 1714 Указом о единонаследии, отмененным в 1730. В 1845 издан Указ о заповедных имениях. С Высочайшего разрешения в М. могло быть обращено любое благоприобретенное имение, а из родового - только часть, следовавшая старшему сыну, размером не менее 10 тыс. дес. и не более 100 тыс. дес. и с доходом не менее 12 тыс. руб. Залог их был воспрещен. В России М. быки крайне редки, больше их существовало в Царстве Польском.

МАКАРЬЕВСКАЯ ЯРМАРКА, одна из крупнейших и старейшая ярмарка в России. Проводилась в Нижегородской губ., на левом берегу Волги, возле Макарьева Желтоводского Троицкого монастыря. Возникла в 16 в., документально известна с 1641. Продолжалась 2 недели, со дня св. Макария (25 июля/7 авт.). В конце 18 в. привоз достигал 30 млн. руб., казенных ярмарочных помещений было 1400 и до 1800 купеческих лавок. В 1816 пожар уничтожил гостиный двор со всеми временными постройками, и в 1817 ярмарка перенесена в Нижний Новгород, сохранив в просторечии свое наименование.

МАКЛЕР, человек, профессионально выступающий как посредник при заключении к.-л. сделки. В России впервые в 1717 учреждена должность гофмаклера при Коммерц-коллегии для покупки и продажи казенных товаров. В 1721 предписывалось назначать из купечества М. для частных лиц, причем с 1729 маклерским промыслом могли заниматься лишь М., принесшие присягу (присяжные М.). В 1782 учреждены городовые и частные М. (т.е. при полицейских частях города) для свидетельствования договоров о гор. недвижимости и М. слуг и рабочих для посредничества между нанимателями и нанимаемыми, приискания слуг и рабочих для одних, рабочих мест для других. Городовые и частные М. избирались купечеством и утверждались гор. управами или гор. думами; занимались свидетельствованием актов и совершением судебных протестов в неплатежах по векселям. Частные М. брали гильдейские свидетельства. Плата за труды М. устанавливалась гор. органами. В 1810—1872 существовали пожизненно избиравшиеся гор. обществами М. судоходных расправ для свидетельствования договоров, заключавшихся судопромышленниками. В 1785 учреждена должность ремесленного М. для свидетельствования контрактов мастеров с подмастерьями и учениками. С 1817 при Гос. коммерческом Банке были особые М., рассматривавшие векселя и следившие за кредитоспособностью векселедателей и подлинностью их подписей. Биржевые М. как посредники в заключении торговых сделок избирались из купцов не моложе 30 лет (преимуществ, "несчастных" банкротов), подвергались биржевым комитетом испытанию в знаниях, утверждались Деп-том торговли и мануфактур Мин-ва финансов и приводились к присяге. Им принадлежал особый должностной знак — сер. дощечка с соответствующей надписью. Избирались М. пожизненно, смещались по суду мин. финансов или биржевым комитетом; за служебные упущения несли уголовную ответственность. Один из биржевых М., т.н. гоф-маклер назначался для наблюдения за прочими. Биржевым М. запрещалось заниматься торговлей, состоять у к-л. на службе, они обязывались хранить коммерч. тайну и вести прошнурованные маклерские книги для записи сделок, ревизовавшиеся Мин-вом финансов; выписки из книг М. были обязаны выдавать только по требованию контрагентов или суда. Биржевые М. брали свидетельства купцов 2-й гильдии. Право М. на вознаграждение за посредничество или куртаж возникало после заключения сделки, но по обычаю они получали куртажные деньги через год. Размер куртажа составлял от половины до четверти процента, пополам с обоих контрагентов. На время выставок действовали также выставочные М., но сделок они не заключали, исполняя лишь поручения экспонентов. За незаконное маклерство накладывался денежный штраф.

МАНИФЕСТ, один из законодательных актов; обращение к народу. Издавался от имени Императора по поводу коронации, войны, важной реформы.

МАНТИЯ, часть облачения архиереев и монахов — широкая накидка, покрывающая все тело, у архиереев с длинным шлейфом. Архиерейская М. скрепляется у нижних углов; на груди и у нижних углов М. вшиты куски парчи с изображением крестов - скрижали, а по подолу, на уровне талии и на груди нашиты "струи" - двойные ленты. Монашеская М. черная, у архимандритов красная, епископская — голубая, у митрополитов белая, патриаршая - зеленая. У католич. епископов М. закруглена снизу и сзади имеет треугольный кусок ткани с кистью на конце, имитирующий капюшон.

МАНУФАКТУРА, всякое промышлен. предприятие в 16-19 вв., преимуществ. в области легкой промышленности, напр. ткацкое, со специализацией рабочих, но без всякого (либо без кого) употребления машин (чем отличалась от фабрики). В рус. быту четкого разделения предприятий на М., фабрики и заводы не было.

МАНУФАКТУР-КОЛЛЕГИЯ, центральное учреждение, сознанное в для заведывания "рудокопными заводами, всеми прочими рукоделиями и артиллерией", а также "ремесленными". С 1723 в ее ведении легкая промышленность для снабжения армии и флота сукнами, полотнами, канатами и пр.; ведала также судом и расправой над предпринимателями, приказчиками и мастеровыми. В 1779 закрыта, восстановлена в 1796, окончательно упразднена в 1804.

МАНУФАКТУР-СОВЕТНИК, поч. звание. Введено в 1800, жаловалось за заслуги купцам 1-й гильдии, пробывшим в ней не менее 12 лет. Давало право на службу в Коммерции-совете на получение чина 8-го класса Табели о рангах, на ношение дворянского мундира, шпаги, на приезд ко Двору и определение детей на гос. службу. С 1836 К. с., их вдовы и дети могли причисляться к потомственным поч. гражданам.

МАРКА, 1) знак оплаты. Приклеивалась к бумаге или конверту в удостоверение платежа и затем погашалась. Почтовая М. появилась в России с 1857: беззубцовая, 10 коп. за лот. С 1858 выпускались зубцовые М. достоинством 10, 20 и 30 коп. В 1860-х гг. появились М. земской почты, ходившие только на терр. данного уезда, а затем М. сельской почты: если письмо шло в др. уезд, оно переносилось сельской почтой, и на него наклеивались соответствующие М. Употреблялись так- же, гербовые, паспортные, суд. М., М. для оплаты в суд. учреждениях канцелярских пошлин, а также сберегательные М. Последние удостоверяли взнос вкладчиком денег; с 1900 вместо взноса фактич. повсюду можно было купить М. стоимостью 5 или 10 коп. для наклеивания на спец. карточку, выдававшуюся бесплатно; при достижении суммы в 1 руб. М. сдавались в сберкассу, где открывалась книжка;
2) чеканившаяся в 1863 для Финляндии монета в 1, 2 (сер.), 10 и 20 (зол., с 1878) М. с рос. двуглавым орлом, на груди к-рого был финский герб, и надписями на финском яз.

МАРКШЕЙДЕР, в 1760-1867 чин служащего горного ведомства, соответствовал 10-му классу Табели о рангах, позже чин превращен в должность.

МАСКАРАД, костюмированный бал, светский увеселительный бал, в т.ч. придворный. Мужчины, за редким исключением, одевались в бальные костюмы и лишь набрасывали домино или надевали простейшую маску; дамы чаще наряжались в особые костюмы под домино и всегда были в масках. На М. была относительная свобода поведения, и "маски" женщины имели право вольно обращаться с мужчинами и даже интриговать Императора, что на обычных балах не допускалось. Первые М. устраивались Петром I, зачастую принудительно, т.к. ношение масок ("харь") считалось греховным занятием. С 1762 М. стали устраивать частные лица, с нач. 19 в. театральное управление оставило за собой право устраивать театральные М.

МАСЛЕНИЦА, сырная неделя, неделя за 7 недель до Пасхи, приходилась на период с кон февраля до нач. марта. Самый разгульный нар. праздник. Накануне начинали печь блины и посылали мальчиков с блинами скакать по огородам верхом на кочерге или ухвате, с припевками прощаться с зимой. С субботы начинали праздновать малую М. Последнее воскресенье перед М. называлось мясным: в последний раз ели мясо т., к. на масляной можно употреблять только молочные продукты и рыбу. Каждый день недели имел определенное название: понедельник — встреча, вторник— заигрыш, среда - перелом, четверг — широкий, пятница — тещины вечера, суббота - проводы, воскресенье прощеное; вся же неделя называлась честной, широкой. Первый блин на М. Был заупокойным, его клали на окно для покойных родителей. Дети в первый день М. обходили дома с поздравлениями, за что получали блины. Дети всю неделю, взрослые со среды — четверга устраивали катания, если не на лошадях, то хотя бы с гор на ледянках. Особенно принято было катание молодоженов, им вообще оказывали особое внимание. Важным событием было посещение молодым зятем тещи; для него устраивалось угощение. В среду зятья гостили у тещ, в пятницу тещи приходили к зятьям. Самый загул был в четверг. Нередко устраивались кулачные бои. На М. также делали из соломы огромную куклу кострому, обряженную в жен. одежду, и возили ее на санях; с утра в воскресенье ее сжигали. В воскресенье ходили на кладбище, оставляя на могилах блины, просили прощения друг у друга за нанесенные обиды.

МАСОН, франкмасон, фармазон, мартинист, член масонской ложи. М. известны в России с 1731, первонач. ими были преимуществ, молодые гвард. офицеры аристократич. фамилий. До 1770 масонство не имело серьезного характера: М. обращали внимание в основном на обрядовую сторону, занимались пустыми спорами. В 1770 в Петербурге открыта Великая провинциальная ложа во главе с И. П. Елагиным, затем Московская ложа князя Н.Н. Трубецкого. Книгоиздательская деятельность крупного М., знаменитого Н.И. Новикова в значительной степени была обращена на масонство. В конце 1780-х гг. начались гонения на М. с арестами, ссылками, закрытием типографий. Возрождение масонства, привлекшего часть высшей бюрократии, произошло в нач. 19 в., но оно быстро потеряло этическо-нравственный характер и во 2-й четв. 19 в. наряду с узким кругом идеалистов включило в себя массу карьеристов, использовавших тесные связи с высокопоставленными М. М. пользовались спец. обрядами, в т.ч. особым рукопожатием, различным в разных "градусах" посвящения, атрибуты каменщиков.

МАСТЕРОВОЙ, заводской рабочий, обычно квалифицированный.

МАТЕРНАЯ РУГАНЬ, распространенный во всех слоях общества ряд стандартных, неизменных словесных формул, имеющих характер брани и обращенных исключительно на половые органы и половую жизнь. Отличается от незначительно распространенной в России божбы, т.е. употребления в непристойном контексте имен Бога, Богородицы, святых и др. Вопреки популярному мнению, отнюдь не является следствием монголо-татарского ига, т.к. аналогичные слова и формулы известны всем славянским народам: полякам, чехам, болгарам, сербам и др. М. р. — пережиток языческих верований славян и связана с псом — одним из важнейших нечистых животных, так что людей, сексуально не воздержанных, называют "кобель", "сука". Собака считалась в народе настолько нечистой, что ее не впускали в избу, если же она случайно вскакивала на печь, то печь следовало переложить; если же собака забегала в церковь, то храм освящали заново; ребенок, облизанный псом, заболевал "собачьей старостью". В известном выражении "... твою мать", где опущенное слово, обозначающее половой контакт, дано в прошедшем времени, в рус. языке выпало слово "пес", сохранившееся у др. народов; это аналог характеристике "сукин сын". С др. стороны, ряд слов, считающихся ныне матерными или, в крайнем случае, бранными, ранее таковыми не были. Известное слово "б...", обозначающее женщину непристойного поведения, еще в 17 в. было печатным и обозначало ложь, словоблудие или "блядословие"; еще во 2-й пол. 19 в. вполне литературные слова "стерво" и "падло" обозначали падаль животных, словом "хер" называлась в азбуке буква X, а "сволочь" обозначала случайное разнородное собрание людей, сброд, сволокшийся отовсюду. М. р. довольно широко употреблялась в простонародье публично, в т.ч. и без намерения обалдеть, обругать собеседника, а от полноты чувств и иногда даже ласкательно. Широко употреблялась М. р. офицерами, особенно во флоте: моряки вообще считались отчаянными сквернословами, что было связано с постоянными экстремальными ситуациями, требовавшими нервной разрядки. Но М. р. не чуждались аристократия и интеллигенция, так что, напр., в переписке В. Г. Белинского современные публикаторы часто вынуждены прибегать к купюрам. По-видимому, понятие непристойности в тогдашнем быту не было столь ярким, как в сер. 20 в. Отсюда и широко распространенная непристойная поэзия той эпохи, сейчас обычно связываемая с именем И.Баркова, хотя к ней прибегали многие известные поэты, в т.ч. из аристократии.

МАТРИКУЛ, выписка из свидетельства, удостоверения, а также приемный лист студента, свидетельство на звание, В 1860-х гг. введены М. с росписью порядка учебы (типа современных зачетных книжек), ограничивавшие пребывание в ун-те определенным сроком. В Прибалтийских губ. — аналог дворянской родословной книги.

МЕДАЛИ, вид массовой гос. награды за личный подвиг на поле боя, за участие в войнах, общественную деятельность, сверхсрочную службу, благотворительности, успеха в учебе, ремеслах, сельском хозяйстве и др. М, имели вид зол., сер. или бронзовой круглой, овальной, ромбической, 8-гранной пластины, носились на ленте, на груди или на шее. На лицевой стороне, как правило, было профильное изображение царствующего Императора либо Имп. вензель, на оборотной - символическое изображение и надпись либо только надпись. Первая, зол. М. диаметром 36 мм, достоинством 7 червонцев была отчеканена в 1701 для награждения офицеров за первую победу над шведами при Эрестфере. После смерти Императора Петра I чеканка М. была прекращена; наградная М. вновь была выпущена в 1759 за победу при Кунерсдорфе. Первая М. без символического изображения выпущена в 1770 за победу при Кагуле. Специально для награждения солдат в 1770 учреждена Аннинская М. или Знак отличия ордена Св. Анны; сначала ею награждали за воинские отличия, с 1807 — за беспорочную 20-летнюю службу. Для награждения купцов, мещан, ремесленников, крестьян за успехи в торговле, ремеслах, сельском хозяйстве в 19 в. выпускались М. "За полезное", "За усердие", "За трудолюбие и искусство" и др.; за мужество, проявленное при несчастных случаях - “За спасение сограждан", "За спасение человечества", "За спасение погибавших" и др. Наиболее поч. стала М. "За храбрость", учрежденная в 1878 для чинов пограничной стражи за подвиги, сопряженные с опасностью для жизни, совершенные при задержании вооруженных преступников. В 1913 она была причислена к ордену Св. Георгия и получила 4 ст., из к-рых 4-я и 3-я были сер. (3-я — на Георгиевской ленте с бантом), 2-я и 1-я — зол. (1-я также с бантом).

В 1841 началась регламентация награждения наиболее распространенной М. "За усердие", дававшейся гл. образом солдатам сверхсрочной службы: за первые 5 лет — нагрудная на Аннинской ленте, за следующие 5 лет - шейная на Александровской ленте. Изменения произошли в 1856 и 1896: с 18. сер. нагрудная М. на Станиславской ленте давалась за 4 года сверхсрочной службы, на Аннинской ленте - за 8 лет, на Александровской ленте — за 12 лет; за 24 года давалась сер. шейная М. на Александровской ленте, за 28 дет — на Владимирской, а за 30 лет - на Андреевской. В 1892 регламентировано награждение М. "За усердие" гражд. лиц: сер. нагрудная М. на Станиславской ленте, на Аннинской ленте; зол. нагрудная М. на Станиславской ленте, на Аннинской ленте; сер. шейная М. на Станиславской ленте, на Аннинской ленте, на Владимирской ленте, на Александровской ленте; зол. шейная М. на Станиславовской ленте, на Аннинской ленте, на Владимирской ленте, на Александровской ленте, на Андреевской ленте. Купцов и поч. граждан разрешалось представлять сразу к зол. шейной М. В нач. 10 в. преимуществ, для награждения лиц, бывших на действительной службе, чеканились юбилейные М.: напр., в 1913 -М. в память 300-летия Дома Романовых.

МЕДИЦИНСКАЯ УПРАВА, врачебная управа, губернское учреждение, созданное в 1797 для борьбы с инфекциями, ревизования аптек и лечебных заведений, судебно-медицинских исследований и пр. Ей подчинялись уездные врачи. В 1865 вошла в состав губ. правлений.

МЕДРЕСЕ, мусульманская высш. духовная школа. Находилась в спец. комплексе в виде обнесенного стеной четырехугольного двора с мечетью; к стенам примыкали кельи для учеников и учителей, худжра и 1-2 дарс-хана (классные комнаты). М. были многочисленны, находились в городах и больших базарных селениях. Содержалась на счет доходов с церковных (вакуфных) земель. Хозяйственную часть вел мутавалиб, управлявший вакуфными землями, учебное дело было в руках мудариса, назначенного ханом или хакимами, и утвержденного инспектором нар. училищ. Ученики М. проходили степени муллы, талиба и шикирда. В М. принимали лиц, окончивших мектебе. Изучался краткий курс мусульманского катехизиса, арабская грамматика, богословие, религиозное право, логика, диалектика, метафизика, комментарии к Корану, гражд. и уголовные законы, математика и география. М. состояла из трех классов, в каждом обучение шло в теч. 3—4 лет. Ученики принимались в возрасте от 15 до 40 лет.

МЁДЫ, легкие алкогольные напитки разных типов: вареные, ставленые (нестойки), красные, белые, сыченые (т.е. густо насыщенные медом), ягодные и др. Ставленые М. приготовлялись из малины, вишни, смородины и др. ягод, вываренных в воде, в к-рую клали мед, хмель. М. стоялые — старые, отличавшиеся крепостью.

МЕЖЕВАНИЕ, определение особыми технич. и юридич. средствами границ земельных владений. В 1756 начато Ген. М., возобновленное по новым инструкциям в 1766. Для М. требовалось полюбовное согласие землевладельцев и принятие ими на свой кошт межевых партий. С 1806 начато М. уездными землемерами под надзором уездных судов, реформированное правилами 1836 и 1839 с введением посреднических комиссий из Предводителей и депутатов дворянства.

МЕЗАЛЬЯНС, неравный брак с лицом более низкого социального положения.

МЕЛКОПОМЕСТНЫЙ, помещик, имевший до 20 душ крепостных, (что к сер. 19 в. составляло в среднем до 300 руб. годового дохода). Основная масса М., ввиду бедности жила немногим лучше крепостных; владельцы 2-3 душ - в одном доме с ними, мало отличаясь от крестьян и внешним видом, и уровнем культуры и грамотности. Нередко М. становились приживалами и даже домашними шутами у своих богатых соседей, служили у них управляющими и др.

МЕЛКОТРАВЧАТЫЙ, небогатый псовый охотник, имевший не более 10 борзых и охотившийся без гончих, "на хлопки". В переносном смысле: незначительный, ничтожный, бедный, нечиновный и незнатный человек.

МЕЛОЧНАЯ ЛАВКА, универсальная лавка, торгующая в розницу.

МЕСТЕЧКО, тип населенного места на Кавказе, в Прибалтике и Зап. крае. Характерен для р-нов компактного проживания евреев, ранее входивших в состав Польши. По роду занятий населения и экономия, значению М. близко к городу. Жители М. считались мещанами и во 2-й пол. 19 в. вместо подушной подати платили налоги с недвижимости; в то же время многие М. до сер. 19 в. принадлежали частным лицам, и население платило особые сборы в их пользу. Население М. с кол-вом дворов менее 10 приписывалось к другому М. или городу с числом дворов от 10 до 50, образуя мещанское общество и избирая старосту и помощников; а при более 50 дворов — учреждало мещанские управы с депутатами. Это положение небольших населенных пунктов, по существу являвшихся деревнями, связано было с тем, что евреи, преимуществ. населявшие М., не имели права в губерниях оседлого проживания приобретать или арендовать недвижимость в сельской местности.

МЕСТНЫЕ ВОЙСКА, войсковые части, находившиеся в губ. городах для несения местной службы (охрана острогов и пр.). Сформированы в 1874 в виде батальонов из губернских батальонов, которые до 1862 именовались внутренними гарнизонными. С 1877 началось постепенное преобразование местных батальонов в резервные пехотные кадровые, с 1889 местных батальонов не существовало.

МЕСЯЧИНА, 1) месячная выдача помещиком продовольствия дворовым либо домашним наемным рабочим (скотникам, дояркам, конюхам и, др.);
2) форма исполнения барщины крепостными крестьянами в 19 в., когда помещик обращал крест, полевые наделы под барскую запашку, оставляя крестьянам только усадьбы и сенокосы; крестьяне работали на барщине всю неделю, ежемесячно получая определенное кол-во продовольствия. М. преимуществ, была распространена в черноземной полосе, где было недостаточно пахотной земли, а земледелие приносило помещикам основной доход. М. вызывала недовольство крестьян и опасения администрации и соседних помещиков.

МЕХА ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ, особая окраска поля щита или фигур и эмблем в нем, а также подбоя княжеской сени и околыша княжеской шапки. Геральдика знает два основных М. г. (горностаевый и беличий и два дополнительных — противогорностаевый и противобеличий. Графически горностаевый мех изображается черными хвостиками в белом поле, а беличий — белыми "городками" (зубчиками) острием вверх в черном поле; противогорностаевый и противобеличий меха, изображаются обратно указанному.

МЕЦЕНАТСТВО, распространенное в дворянской и купеческой среде покровительство искусствам или щукам, выражавшееся в форме денежной поддержки исследований и даже создании научных учреждений, книжных и журнальных изданий, в покупке картин у подававших надежды, но не пользовавшихся популярностью художников и др. М. осуществлялось из бескорыстной любви к науке или искусству, иногда даже анонимно, или же из тщеславия, в видах саморекламы и др.

МЕЧЕТЬ, храм или молитвенный дом у мусульман. Обычно четырехугольное здание с куполом или сводами на колоннах, с двумя минаретами, к-рые по большим праздникам и в дни общественных торжеств освещались лампами. Внутри стены М. окрашены в белый цвет, и единственным украшением служат орнамент и религиозно-нравственные изречения из Корана. Пол в М. покрыт циновками и коврами, верующие располагаются на них на коленях, так что входя в М. снимают обувь. В стене, направленной в сторону Мекки, располагается ниша (михраб), в к-рой в богато украшенном шкафу (кебле) лежит один или неск. экземпляров Корана. Недалеко от михраба устроена кафедра для имама, с к-рой произносятся проповеди. Нек-рые М. имели открытый, снабженный навесом двор с колодцами или бассейном для совершения обряда омовения при намазе. При больших М. всегда устраивались медресе, больницы, столовые для бедных.

МЕЩАНСТВО, гор. податное сословие. С 1775 включало всех жителей городов, кроме дворян, духовенства, купцов, цеховых, чиновников. Принадлежность к М. была наследственной. До 1866 М. платило подушную подать, подлежало телесным наказаниям, несло рекрутскую и др. натуральные повинности. В городе оно составляло мещанское обществе с выборными мещанской управой, старостой и десятскими, было подсудно магистрату. Мещане занимались мелочной торговлей, ремеслами, служили приказчиками, сидельцами и др. Из М. рекрутировались низшие гос. служащие, небогатое купечество, наемные рабочие.

В культурно-бытовом отношении М. было близко к крестьянству, особенно в маленьких городах: сохраняло те же верования в силы природы и в приметы, те же обряды, в основном носило традиционный нар. костюм. В то же время на М. оказывало влияние общение с дворянством, разночинцами, чиновничеством, купечеством, и М., особенно в своей верхушке, перенимало нек-рые детали их домашнего обихода, костюма, манер, разговорной речи, хотя обычно в искаженном виде: так, наряду с поддевкой, чуйкой, сарафаном в мещанский быт проникают жилет, пиджак, картуз, "парочка". Постепенно кроме церковных книг круг чтения М. проникает светская литература, в основном лубочная, типа; книг Матвея Комарова, а затем "Пещеры Лейхтвейса" и "Нат Пинкертон", книги А. Дюма, Понсон дю Террайля и др. М. получало начальное образование в основном в нар. училищах, понемногу проникая в гимназии, высш. технич. учебные заведения и ун-ты и пополняя ряды разночинной интеллигенции.

МИЛИЦИОНЕР, военнослужащий иррегулярных войск, милиции, преимуществ. на Кавказе и в Закавказье.

МИЛИЦИЯ, 1) ополчение (земское войско), сформированное в кон. 1806 после неудач в войне с Наполеоном и через год распущенное;
2) небольшие (от 170 до 800 чел.) части иррегулярных постоянных войск, несших местную службу на Кавказе и в Закаспийской области, формировавшиеся на добровольческий основе из местных жителей, не обязанных воен. службой (Дагестанский конно-иррегулярный полк. Терская, Кубанская, Карская, Батумская, Туркменская М. Имела форменную национ. одежду и национ. оружие.

МИЛЛИОНЩИК, предприниматель из крест. или мещанской среды, ремеслами, торговлей, откупами или подрядами составивший крупное состояние (хотя и не обязательно миллионное).

МИЛОСТИВЫЙ ГОСУДАРЬ, форма официального обращения, напр., к незнакомому лицу или в официальных письмах, когда после формулы ставилось имя и отчество.

МИЛЯ, мор. единица длины, употреблявшаяся в рус. флоте, равна 10 кабельтовым или 1852 м.

МИНАРЕТ, высокая узкая башня в мечети. Увенчана полумесяцем, окружена вверху узким балконом, с которого муэдзин 5 раз в день призывает верующих на молитву.

МИРО, вещество, используемое христианской церковью в таинстве миропомазания. Состоит из оливкового масла, белого виноградного вина, ладана, нек-рых трав, корений и масел, всего из 27—31 компонента. М. изготавливается при особом обряде мироварения и хранится в храме на престоле в особой мирнице.

МИРОВАРЕНИЕ, процесс изготовления мира. Совершалось в рус. православной церкви раз в год или реже, по надобности: в Киеве, в лаврской трапезной церкви и в Москве в патриаршей крестовой, т.н. мироваренной палате в Кремле, в продолжение четырех первых дней Страстной седмицы. Совершалось архиереем с духовенством. В Великий четверг крестный ход переносил в храм запечатанные сосуды с миром, и на литургии оно освящалось через чтение архиереем особых молите, после чего в сосуды вливалось по неск. капель мира, хранившегося с древних времен в особом сосуде - "альвастре". Вновь запечатанные сосуды с миром хранили в храмах и по мере надобности рассылали по епархиям.

МИРОВОЙ ПОСРЕДНИК, должностное лицо. Рассматривал споры между крестьянами и помещиками при проведении Крестьянской реформы 1861, составлял и вводил в действие уставные грамоты и руководил органами крест. самоуправления. Назначался губернатором совместно с предводителем дворянства на 3 года по спискам, представленным дворянскими собраниями, из числа местных дворян и утверждался Сенатам; право устранения от должности принадлежало Сенату. Обладал суд. - полицейской властью над крестьянами вплоть до штрафа до 5 руб., ареста до 7 дней и телесных наказаний до 20 розог. Рассматривал споры ценностью до 30 руб. (потравы, порубки леса и др.). Утверждал и смещал выборных должностных лиц крест, самоуправления. Жалобы на действия М. п. рассматривал уездный съезд под председательством предводителя дворянства, а высш. инстанцией было Губ. по крест, делам присутствие, состоявшее, под председательством губернатора, из губ. предводителя дворянства, прокурора, управляющего палатой гос. имуществ и 4-х местных помещиков. Должность М. п. была упразднена в 1874. М. п. "первого созыва" в значительной мере представляли либерально настроенное дворянство и, оставаясь в должности до 1867, большей частью отличались добросовестностью и желанием помочь крестьянам, что вызывало раздражение большинства помещиков. При исполнении обязанностей М. п. надевал на грудь на цепи особую медаль.

МИРОВОЙ СУД, особый вид суда. Учрежден в 1864 для рассмотрения мелких гражд. и уголовных дел ценностью до 500 руб. по упрощенной суд. процедуре. Мировой судья избирался в уездном земском собрании (в столицах и Одессе — в гор. думах) на 3 года из лиц, соответствовавших имущественному и образовательному цензу, и утверждался Сенатом. В своем мировом участке он единолично, без особого аппарата, в присутствии истца и ответчика решал дело, руководствуясь совестью и Естественным понятием 6 справедливости. Жалобы на решения М. с. принимались уездным съездом мировых судей. В 1889 М. с. ликвидирован, кроме столиц и Одессы, а его функции в сельской местности перешли к земским начальникам, в городах — к назначенным от пр-ва гор. судьям. В 1912 М. с. восстановлен, но не во всех губ. Вследствие либеральных настроений большей части мировых судей, преимуществ, из интеллигенции, М. с. пользовался в народе большой популярностью. При исполнении обязанностей мировые судьи надевали на грудь на цепи особую медаль.

МИРОПОМАЗАНИЕ, христианское таинство, второе по порядку совершения. Существует в православной, католич. и армяно-григорианской церквях. Представляет собой помазание лба, глаз, ушей, губ, ноздрей, груди, рук ц ног миром с произнесением слов "Печать дара Духа Святого". М. сообщает человеку через крещение вступление в состав церкви, силу благодати Божией, необходимой для укрепления и возрастания его в жизни духовной в соответствии с заповедями христианства. М. совершалось также над рус. государями при коронации, причем у государыни помазывался только лоб, а у государя лоб, глаза, губы, ноздри, уши, грудь и обе стороны рук. М. частных лиц совершает священник; М. государей осуществляя митрополит.

МИРСКИЕ ОБРОЧНЫЕ СТАТЬИ, в гос. деревнях угодья, строения и пр., не состоявшие в общем пользовании и сдававшиеся в аренду частным лицам, преимуществ. из числа жителей деревни. Доходы поступали в мирские капиталы.

МИРСКИЕ ПОВИННОСТИ, денежные и натуральные повинности, Исполнявшиеся сельскими и волостными обществами для удовлетворения собствен, потребностей. До сер. 19 в. регламентировались лишь в гос. деревнях и подразделялись на натуральные (содержание дорог, тушение пожаров и др.) и денежные. С 1861 разделены на обязательные и необязательные. К первым относились: содержание общественного управления, расходы на оспопрививание и меры против эпидемии и эпизоотии, содержание запасных магазинов, дорог, межевых знаков, караулов, призрение неимущих, борьба с сельскохозяйственными вредителями, пожарами; ко вторым: устройство и содержание храмов, школ, больниц. Раскладка М. п. лежала на обществе.

МИТРА, часть богослужебного облачения архиереев и, как награда, православных иереев. Представляет собой головной убор в виде жесткого парчового или металлич. полушария, иногда вытянутого, охваченного обручем и увенчанного стоячим бриллиантовым крестом (у иереев креста нет), украшенный эмалевыми иконками и самоцветами. У католич. епископов М. в виде двух выпуклых, вверху заостренных пластин, соединенных очельем и промежуточной подкладкой.

МИТРОПОЛИТ, высш. сан в епископской степени священства, не дававший, однако, никаких особых прав. Обычно М. — архиерей важной и крупной епархии. От др. епископата отличается белым клобуком и голубой мантией. Титул — "Ваше высокопреосвященство".

МИЧМАН, воен. - мор. чин. В 18 в. числился в 14-м, с нач. 19 в. и до 1855 в 12-м, затем в 10-м классе Табели о рангах. М., проплававший 5 кампаний и не получивший следующего чина, должен был выйти в отставку. Мог быть вахтенным нач., заведовать отдельной частью.

МОЛЕБЕН, богослужение. Содержит моление к Богу, Богородице или Святому, просительное или благодарственное, по поводу нужд и событий общественной, церковной иди частной жизни. Совершается в храме или вне его, а частные М. - на дому.

МОНАСТЫРИ, обобщенное назв. мест постоянного пребывания монахов, комплекс построек, а также вся монашеская братия. М. подразделялись на лавры, ставропигиальные, перво -, второ- и третьеклассные штатные и заштатные, а также пустыни и скиты. В штатных М. монахи получали содержание от пр-ва, заштатные жили за счет пожертвований и собственного труда. Различались также М. общежительные (общежитийные), или киновитные, и не общежительные; в первых монахи получали от М. все необходимое для жизни, имея право только на собственные книги и деньги, во вторых получали только келью, имея право поставить на терр. М. собственное жилище.

МОНАСТЫРКА, воспитанница монастыря. Преимуществ, имелись ввиду воспитанницы Петербургского института благородных девиц, размещавшегося в бывшем Смольном монастыре.

МОНАХ, обобщенное назв. лиц черного духовенства, а также низшая степень монашества. Пострижение в М. допускалось с разрешения архиерея: мужчин не ранее 30 лет, женщин — 40, лиц с высш. образованием — 25 лет. Запрещалось пострижение супругов по отдельности, одновременно же постригали при отсутствии несовершеннолетних детей. Желавший стать М. не д.б. состоять под судом, иметь долги и д. б, представить увольнение от общества или службы. При пострижении прекращались пенсии. При обряде пострижения после испытания твердости в желании стать М. (игумен трижды повелевал подать ножницы и трижды бросал их, а испытуемый подавал их снова с целованием руки) игумен крестообразно постригал волосы на макушке и давал новому М. новое имя в знак его отречения от мира; вторая смена имени производилась при более торжественном обряде облачения в великую схиму. Постригающийся облачался после обряда в особое облачение: параман, сандалии, подрясник, рясу, клобук, мантию.

МОРСКОЙ КОРПУС, закрытое воен. - мор. учеб. заведение. В основном в М. к. принимались только дети потомственных дворян, хоти с конца 1860-х гг. стали допускаться дети офицеров, чиновников, поч. граждан, а в начале 20 в. — выходцы из буржуазии и духовенства. Начало ведет от Навигацкой школы (1701). В 1752 получил назв. М. к. Готовил строевых корабельных офицеров. Курс обучения включал кадетские и гардемаринские классы и продолжался 4—6 лет. После годичного плавания гардемарины сдавали экзамен и получали чин мичмана.

МОСТОВАЯ, твердое покрытие гор. улицы. В провинциальных городах М. были крайне редки, только на центр, улице, в уездных городах нередко вообще отсутствовали, и даже в столицах многие окраинные улицы не были мощеными. Самый ранний тип М. — положенные поперек улицы толстые бревна, расколотые пополам; этот тип М. исчез в 18 в. Широко были распространены вплоть до нач. 20 в. торцовые М. — короткие отрезки нетолстых бревен, сохранявшие круглую форму или ограненные на 6 граней; они, ровно ставились на песчаную постель, плотно пригонялись друг к другу, а промежутки засыпались песком и заливались смолой. Торцовые М., пока были новыми, были очень гладкими, экипажи на них не производили шума; однако торцы, хотя и пропитанные смолистыми составами против гниения, быстро разбивались железными шинами колес, гнили и скоро превращались в тряские, нуждающиеся в капитальном ремонте плохие дороги. Там, где имелись запасы камня, выкладывались на песчаной постели булыжные М., хотя и долговечные, но очень тряские и шумные, так что возле домов, где были тяжелобольные, М. устилали толстым слоем соломы. Булыжник также быстро осаживался или выбивался из М., образуя ямы. Ездоки со вздохом облегчения встречали границу города, выезжая на мягкий грунтовой тракт. Значительно реже, на самых гл. улицах больших городов, встречались М., выложенные брусчаткой, — граненым диабазом или клинкерным кирпичом; иногда эти улучшенные М. встречались небольшими участками, напротив домов богатых владельцев, вновь сменяясь булыжником. Асфальт на улицах появился в нач. 20 в., был крайне редок и иногда встречался также участками, против богатых домовладений. Т.к. движение было гужевым, то дворники, особенно на центр. улицах, должны были дежурить с метлами и совками, постоянно убирая с М. конский навоз.

МУЛЛА, священнослужитель в мусульманской мечети.

МУНДИР, общее назв. всей форменой одежды, а также наименование ее части, облекавшей верх. половину тела. М. "строился" из основного — мундирного сукна, прикладного или приборного сукна (воротник, обшлага, лацканы и др.) и металлич. прибора (пуговицы, пряжки и др.). Воен. М. был введен в конце 17 в.; во 2-й пол. 18 в. при регламентации цветов М. учреждений и губерний появился гражд. М.; в нач. 19 в. – М., придворный (строгая регламентация гражд. и придворного М., включая платье придворных дам, проведена в 1833), учащихся, полиции и др. Все лица, находившиеся на гос. службе, обязаны были носить М., причем военным запрещалось ходить в статском платье, за искл. поездок за границу. Цвета мундирного и приборного сукна, их соотношение и цвет металлич. прибора указывали на ведомство, а в армии на род войск и его вид, бригаду, полк, батальон, роту или эскадрон, иногда взвод. Со 2-й пол. 18 в. у офицеров и генералов (у унтер-офицеров с нач. 18 в.), а со 2-й дол. 19 в. и у гражд. чиновников на М. появляются знаки различия, указывавшие да чин, звание, а также род службы, ведомство, полк и др. В целом покрой М. соответствовал моде каждой эпохи, причем покрой гражд. М. менялся вслед за воен. При господстве французской моды, особенно в 1-й пол. 19 в., не отвечавшей характеру рус. климата и потребностям войск, воен. М. иногда был крайне неудобен, особенно в 1-й трети 19 в М. фрачного покроя с высоким глухим воротником был столь узок, что тучные офицеры были вынуждены надевать корсеты, а зимой под М. нельзя было надеть теплую фуфайку. В смысле удобства и разумности пресловутый "павловский М." отнюдь не был столь чудовищно неудобным, как о нем писали современники, недовольные отменой потемкинской формы. М. времен Императора Александра I, дополненный модой туго затягиваться шарфом, причинял гораздо больше неудобств, как и александровские лосины и чрезвычайно узкие панталоны в обтяжку. С 1830-х гг. начинается медленное упрощение и облегчение формы, достигшее максимума в 1880-х гг., когда в основу ее был положен крест, костюм. Такое упрощение и удешевление иногда вызывало недовольство офицеров, т.к. красотой М. гордились. Понятие "честь М." включало как эту любовь к красоте, так и гордость за свой род службы и свою часть. Офицеры, выслужившие пенсионный срок, увольнялись с правом ношения М., а отставка "без прошений влекла запрещение ношения М.; т.о., ношение М. в отставке было своего рода наградой. Офицеры и чиновники "строили" М. на свой счет, что при многообразии формы (походная, повседневная, дорожная, воскресная, праздничная, парадная, бальная) и дороговизне зол. или сер. шитья, наплечных знаков различия и др. иногда превращало "постройку" М. для младших офицеров в непосильную задачу.

МУЭДЗИН, служитель при мечети возглашающий с минарета молитвенные часы. Выбирается имамом (муллой).

МЫЗА, под Петербургом, в Прибалтике - отдельный загородный дом, усадьба с хозяйством, хутор.




Искать в энциклопедии:    


TopList

Оформление (C) Арнольд