komanda32.ru

Оглавление

Х


ХАКИМ, уездный начальник в Туркестанском крае.

ХЛЕБ, важнейшая составная часть пищи у русских, а у крестьян основная пища наряду с квасом; занимал важное место в пище у др. народов Рос. Империи. В России, Малороссии, Белоруссии важнейший из растущих там хлебов (пшеница, рожь или ячмень) назывался житом — дающим жизнь. Имелось большое разнообразие хлебной продукции: X. ржаной кислый и сладкий, X. солдатский, больничный, деревенский, сеяный, пеклеванный, пшеничный весовой, калач, французская булка, а также заварной X. в виде баранок, бубликов и сушек, пряники, жамки и др. лакомства из муки. Соответственно, имелось много сортов муки. Ржаной муки на рынке было 6 сортов: самый низший — обыкновенная или поперечная, затем обойная, обдирная, ситовая, сенная и самая лучшая — пеклеванная. Самой лучшей пшеничной мукой была крупчатка, затем первач, подрукавная, куличная, межеумок и самая худшая — выбойка, шедшая на приготовление полубелого X. и пряников. Кроме собственно X., мука шла на самые распространенные блюда — блины, оладьи и пироги: глухие с начинкой — гороховик, крупеник, грибник, курник и не защипанные — расстегаи. Пеклись пироги скоромные — на рус. масле, постные — на подсолнечном, горчичном, конопляном и полупостные — на скоромном масле, но с грибами или рыбой; были пироги из кислого теста - подовые и пироги из пряженого теста с маслом — сдобные. Пироги, как и блины, занимали в народных обычаях и обрядах почетное место. Блинами поминали покойников, подавая их в начале поминок, и праздновали свадьбу, подавая в конце пира. Поминальные блины пекли не только в день кончины, но и в именины покойников и поминальные дни, а т.к. суббота - постоянный недельный день поминовения усопших, то блины пекли каждую субботу; в трактирах и даже в нек-рых ресторанах с "французской" кухней по субботам имелись блины. Блины пеклись пшеничные, яшные (из ячменной муки), овсяные, гречневые, из простого и кислого теста, из манной крупы; ели их с луком, с яйцами, со снетками, с маслом, со сметаной, с медом. На Пасху повсеместно пеклись куличи, а в Сочельник, под Крещение Господне и на Новый год ели кутью - подслащенную кашу из обдирного ячменя или пшеницы без скоромной приправы.

Излюбленной мучной пищей в простом народе были кисели: овсяной, ржаной, гороховый, пшеничный, а также саламата - жидкий мучной киселек из любой муки с солью и маслом, кулага — упаренная в корчаге на вольном духу, замешанная на кипятке ржаная мука с солодом, затем остуженная, и толокно - заваренная на кипятке и сдобренная постным маслом овсяная мука. Праздничным блюдом в народе было хлебенное - хворост или лапша. На Севере и в Сибири в огромных кол-вах потреблялись пельмени, известные и у малороссов как колдуны; пельмени кулями заготавливались в дорогу охотниками и лесорубами. В центр. России в дорогу пеклись кокурки — хлебцы с запеченным внутри яйцом. На Украине предпочитались вареники с начинкой из творога, вишни, абрикосов, а излюбленным блюдом были галушки: крутое пшеничное тесто, иногда замешанное на молоке или затертое на сале и сваренное комками в воде или борще; в юж. великорус, губ. таким же блюдом были клёцки. Из Подольской губ. по всей России разошлись голубцы - вареное пшено с рубленой говядиной, завернутое в капустный лист и сваренное в квасе. В Великороссии весной, в день 40 мучеников (9/22 марта) пеклись из пшеничной муки обрядовые жаворонки, на Средокрестной неделе пеклись кресты — печенье из кислого теста.

Но при всем богатстве выбора X. часто не хватало его создателю-крестьянину из-за постоянных, то там, то здесь случавшихся недородов, охватывавших по 2—3 губ. Поэтому широко использовались суррогаты X.: лебеда, отруби, мякина, желуди, подсолнечные жмыхи и свекловичный жом, барда от винокуренного производства, солома, кора. X. приготовляли или из смеси суррогатов с мукой, или из одного суррогата, или, чаще, из смеси суррогатов. Наиболее употребимым суррогатом была лебеда, к-рую даже официально называли "голодный X." и продавали на рынке; при неурожаях X. из лебеды стоил 50 - 70 коп. за пуд. Иногда вместо нее в X. подмешивали семена дикой гречихи. Такой X. был низкий, тяжелый, темно-бурая растрескавшаяся корка отходила от мякиша, сам X. цветом и формой напоминал ком земли или торфа, хрустел на зубах, легко рассыпался, запах его был тяжелый и затхлый, вкус горьковатый, для непривычного человека отвратительный. В Смоленской губ. в подмес к муке шла древесная кора — чаше всего сосновая заболонь, т.е. молодой неотвердевший слой, лежащий под самой корой; она нарастала весной и осенью, и дважды в год ее заготавливали: снимали ножом в виде лент, сушили на медленном огне и толкли в деревянной ступе. Обычно же при нехватке X. ели т.н. пушной X. — невеяный, с примесью пушины или мякины, наполненный колючей остью. Такой X. вызывал желудочные и кишечные кровотечения, и его старались не давать детям и больным, так что нередко крестьянин вез детям из города как гостинец кусок чистого хлеба.

Употребление суррогатов X. в деревне было настолько часто и повсеместно, что медики проводили исследования на предмет их усвояемости, и рецепты "голодного хлеба" часто публиковались в медицинских сборниках и "Губернских Ведомостях". Обычным явлением в центр, и сев. губерниях были побирающиеся "кусочками" не профессиональные нищие, а крестьяне

В городах, особенно в Москве, X. был очень дешев. Фунт черного кислого X. стоил копейку, заварной ржаной X. на солоде - 1,5, белая булка - 3 коп. В харчевнях к щам X. подавался бесплатно и без счета, и ни в одной пекарне нищему не отказывали в ломте черного X. - это было зазорно. У малоимущих: студентов, мелких чиновников, младших офицеров и др. — чай с булкой был обычным завтраком и ужином.

В города X. свозился из юж. губ., где из-за дешевизны его и высокой стоимости провоза скирды немолоченного X. иногда стояли годами и съедались мышами. Перевозки X. кормили огромную армию бурлаков и возчиков, ок. X. кормились целые села лоцманов на Мариинской системе. Во 2-й пол. 19 в. степное Поволжье, Оренбургский край и Новороссия стали поставщиками товарного X. — степной твердой пшеницы, шедшей на экспорт, и собирали десятки тысяч сезонных рабочих — косарей и молотильщиков. В неурожайную деревню хлеботорговцы X. не везли: крестьянину нечем было платить, и он работал на помещика в долг из расчета: осьмина — 4 руб., куль — 8 руб.

ХОДАТАЙ ПО СУДЕБНЫМ ДЕЛАМ, частное лицо, до введения в России во 2-й пол. 19 в. адвокатуры занимавшееся за вознаграждение ведением судебных дел (преимуществ, гражд.) нанимателей. При бюрократической заочной судебной процедуре, роль X. п. с. д. была очень велика, т.к. истец или ответчик просто не могли присутствовать в суде и разобраться в огромном кол-ве бумаг. Он составлял прошения, брал справки, подыскивал подходящие статьи закона, а также судейских чиновников, которым нужно было дать взятку. Обычно ходатаи были из мелких чиновников, изгнанных со службы за взятки, воровство или пьянство.

ХОДЕБЩИК, разносчик, торговец с лотком, коробейник, а также ходатай по чужим делам, частный поверенный.

ХОДОК, 1) человек, особенно в крестьянстве, посланный миром куда-либо с к.-л. целью; напр., в Столыпинскую аграрную реформу X. посылались осматривать места для переселения;
2) в иронич. смысле "специалист" по ч.-л., напр., "ходок по женщинам" - волокита.

ХОМУТ, часть конской упряжи, надевающаяся на шею лошади. Состоит из двух подвижных, скрепленных вверху деревянных клещей в форме скобы, обшитых кожей и подбитых войлоком.

Внизу клещи стягиваются супонью после надевания X. на шею лошади. С боков к ним прикрепляются гужи, через к-рые с помощью X. осуществляется тяга повозки.

ХУТОР, 1) в казачьих областях, особенно на Дону, подчиненное станице поселение из неск. десятков дворов, с самоуправлением;
2) на Украине и др. местах, где не было общинного землевладения, небольшой поселок;
3) обособленный крестьянский земельный участок с подворьем.

Сильный толчок развитию хуторского хозяйства дала Столыпинская аграрная реформа 1906—1910: крестьянин, выделившийся из общины и закрепивший надельную землю в собственность, выбрав хуторской тип хозяйствования, получал всю причитавшуюся ему землю (полевую, сенокосную, усадебную и др. угодья) в одном месте, обычно за пределами общинных земель, переносил туда избу и хозяйственные постройки, рыл колодец, прокладывал дороги.




Искать в энциклопедии:    


TopList

Оформление (C) Арнольд