+++ Вы противопоставляете антисоветскую позицию Бродского +++
Бродский - не антисоветчик, он поэт, который не хочет, чтобы государство своими грязными лапами лезло в искусство и в его жизнь. <<Власть отвратительна, как руки брадобрея>>.
+++ ( что за "консервативная" применительно к СССР?! ) +++
Бродский, имхо, сторонник просвещённой монархии. И (м.б. единственный) написавший о развале СССР. www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7886 Довольно пристрастно, но остальные вообще как-то не заметили этого происшествия!?
+++ Ничего неэтичного в редакционной работе или в публиковании своих произведений нет. +++
Ну типа да, если это делается, так сказать, по согласию сторон. Но вот у Бродского ощущения были примерно такие: <<Евтушенко тогда пригласил меня в журнал "Юность" на банкет, который давал Гладилин в связи с публикацией там своей новой повести. Это была такая феня, о которой я совершенно не подозревал, для меня все это было большим открытием об ту пору; что писатель устраивает банкет для тех, кто помог протолкнуть, пропихнуть его произведение в журнал или какое-нибудь издательство. ...Дело не в банкете, дело в том, что я там услышал. Сидели там в основном сотрудники "Юности", довольно страшные существа. Гладилин встал и, обращаясь ко всем этим падлам и сволочам, начал что-то плести: "Только благодаря вашей мудрости, вашему тонкому чутью и пониманию современной русской литературы" и так далее. Я понимаю, что это этикет. Я понимаю, что все эти люди всего лишь исполняли свою работу, но объективно - это падлы, да? А Гладилин выдает им этот тост, этот шпиль минут на пятнадцать. И чего он только там не говорил! Меня от этого дела просто начало физически мутить. Тем не менее Гладилина-то я еще сдюжил, думал - ну сейчас жрать начнем. Но не тут-то было! Встает Евтух и выдает спич на таком уровне холуйской элоквенции, что мне действительно стало сильно не по себе. С сердцем началась лажа. Тогда Ахматова еще была жива, я с ней общался и потому все время носил с собой валидол. Пришлось мне выйти в предбанничек, я сел на лавочку и начал этот валидол лизать. Потому что так этих падл в лицо за столом, уставленном жратвой, превозносить нельзя. Это было сильно выше определенной черты. Это была уже такая, как бы сказать, ионосфера безнравственности. Но дело даже не в этом. Слова, конечно, ничего не значат. Эту концепцию, в общем, можно понять. Но только на уровне концепции! Потому что когда ты присутствуешь физически при этом выходе за пределы тяготения, то тебе становится худо: перегрузка начинает действовать.>>
+++ Бродский тоже пытался зарабатывать литературным трудом. Не его одного не печатали, многие шестидесятники страдали от этого же. +++
Дело ведь ещё и в том - а что при всём при том печатается? И.Б.: <<Ну, чуваки бросали камни в разрешенном направлении, зная, что они идут на полголовы впереди обывателя. И обыватель балдел! Вот и вся их историческая роль. Все это очень просто, даже банально: у Евтуха и Вознесенского всю дорогу были какие-то друзья в ЦК партии - вторые, или третьи, или шестнадцатые секретари - и потому чуваки постоянно были более или менее в курсе дела, куда ветер завтра подует.>>
- Вот, собственно, и вся суть <<шестидесятников>>. Не отменяя литературных талантов, разумеется.
Э, нет! Не изворачивайтесь. Вы именно о политической позиции говорите: "гибкость хребта и успешную <<вписанность>> в советскую госкультуру; "одни люди трудились в редакциях, могли издаваться, получали авторские за "правильное воспитание молодёжи""
Вы противопоставляете антисоветскую позицию Бродского ( что за "консервативная" применительно к СССР?! ) позициям целой группы поэтов, чьи взгляды были весьма различны и у многих не более советскими, чем у Бродского.
Ничего неэтичного в редакционной работе или в публиковании своих произведений нет. Бродский тоже пытался зарабатывать литературным трудом. Не его одного не печатали, многие шестидесятники страдали от этого же. И членство в Союзе писателей не помогало.
Я не слежу за всеми высказываниями Евтушенко, но допускаю, что у него есть основания обижаться на Бродского. Великий поэт - это, знаете ли, не синоним праведника.
Цитата из М.В. ниже, это вы привели отрывок из беллетризованной биографии Высоцкого авторства Вл.Новикова. Посредственная француженка как-то поделикатнее будет.
Вопрос о политической позиции тоже не стоял, речь была о причинах нелюбви Бродского к шестидесятникам. Имхо, ПП Бродского довольно консервативна, а про остальных вообще ничего сказать нельзя. Ну, разве что Вознесенский - явный магометанин: "Уберите Ленина с денег!".
А нелюбовь определялась этической позицией Бродского, и не вижу тут ничего принижающего его, скорее наоборот.
"по части рифм и языка Евтушенко и Вознесенский не так уж слабы". Прелестно! Посредственная французская актриса поощрительно хлопает по плечу виднейших русских поэтов 2-ой половины 20-го века. И вы, дамы и господа, благоговейно ей внимаете. Фи! А всё потому, что с вопроса о качестве поэзии вы мигом переключились на привычный вопрос о политической позиции, хотя вам прекрасно известно, что божий дар и яичница - совершенно разные вещи.
Гадость - что именно? Что одни люди трудились в редакциях, могли издаваться, получали авторские за "правильное воспитание молодёжи", а другие не могли найти никакой работы, не говоря уж о членстве в союзах и т.п.?
Бродский vs Евтушенко, Бродский vs Аксёнов. Это не соперники, это разный взгляд на жизнь. А сейчас Евтушенко упрекает Бродского, что тот чинил ему препятствия через Госдеп, когда он хотел подзаработать на лекциях в Америке.
<i>А шестидесятников Бродский действительно не переносил за их гибкость хребта и успешную <<вписанность>> в советскую госкультуру, хоть и недолго музыка играла.</i> Это Вы про кого? Про Самойлова?! Про Окуджаву?! Про Левитанского?!
Это был нормальный конфликт поколений. Говоря гадости о соперниках Бродского ( если имеет смысл говорить о соперничестве ), Вы принижаете его самого.
+++ А Бродский, хотя и совершенно был не злой человек, но редко бывал добр в своих оценках других поэтов-современников. +++
Собственно, это я и называю его <<отмороженностью>> - совершенно самостоятельное мышление, без соблюдения светских условностей и реверансов в сторону авторитетов, местечковых культурных маркеров, заслуженных людей и прочих инвалидов. Поэтому уж если <<сдержанно похвалил>>, то действительно признал - ну не такой он человек, чтобы попусту расшаркиваться непонятно перед кем.
А шестидесятников Бродский действительно не переносил за их гибкость хребта и успешную <<вписанность>> в советскую госкультуру, хоть и недолго музыка играла. Всё-таки совершенно различные социальные группы и противоположный стиль взаимоотношений с многочисленным начальством.
Для меня молодой Бродский - совершеннейший панк. А Высоцкий - нет, он не свободен - он всё время бежит от несвободы, и постоянно в неё вляпывается вновь и вновь, потому что ему нужно и всё, и сразу.
Нет, в ЖЗЛ тоже есть, только не так романтично, как у Марины, и почему-то более подробно, чем у неё
Встреча была назначена в небольшом кафе в Гринич Вилидж. Когда они с Мариной к этому кафе приблизились, послышалась русская речь. Один из собеседников вдруг резко сказал другому <<Вы мне неинтересны>> - и шагнул им навстречу. Он и оказался Бродским. От кого же это он только что отделался? Да мало ли. Посидели втроем в кафе, потом в маленькой квартире Бродского. Стихи Высоцкого он слушал внимательно, не обнаруживая собственных эмоций. Потом произнес что то доброжелательное о рифмах, о языке - таким, наверное, и должен быть отзыв признанного мэтра. Сказал, что только что прослушанное гораздо сильнее, чем стихи Евтушенко и Вознесенского. Это Высоцкого не слишком обрадовало, ему такие вещи никогда не доставляют удовольствия. К тому же по части рифм и языка Евтушенко и Вознесенский не так уж слабы. Разница, наверное, все таки в другом, но до вопросов философских с первого раза пока не дошли. Потом Бродский прочел им собственное стихотворение, написанное по английски, а на прощание подарил маленькую книжечку русских стихов с названием <<В Англии>>. Такую же надписал для Миши Козакова и попросил передать ему в Москве (Козаков часто читает Бродского публично, не объявляя имени автора и приводя в восторг тех, кто знает, чьи это стихи) Марина считает, что встреча прошла замечательно и что отныне можно говорить. Бродский признал Высоцкого настоящим поэтом.
...на следующий день у нас назначена встреча с Иосифом Бродским - одним из твоих любимых русских поэтов. Мы встречаемся в маленьком кафе в Гринвич-Виллидж. Сидя за чашкой чая, вы беседуете обо всем на свете. Ты читаешь Бродскому свои последние стихи, он очень серьезно слушает тебя... Продолжая разговор, мы приходим в малюсенькую квартирку, битком забитую книгами, - настоящую берлогу поэта. Он готовит для нас невероятный обед на восточный манер и читает написанные по-английски стихи. Перед тем как нам уходить, он пишет тебе посвящение на своей последней книге стихов. От волнения мы не можем вымолвить ни слова. Впервые в жизни настоящий большой поэт признал тебя за равного. Сколько же лет ты ждал этого? Ты всегда считался автором-исполнителем - в лучшем случае бардом, менестрелем. Но о твоей причастности к поэзии просто не было речи. Официальные поэты - Евтушенко и Вознесенский - с удовольствием общаются с тобой, но снисходительно улыбаются, когда ты приносишь им свои стихи: "Не стоит рифмовать "кричу - торчу"". Много раз они забирали с собой твои стихи, обещали их напечатать, но так ничего и не сделали... Что до "почета" - вот ведь признал тебя за равного лучший из живущих ныне поэтов! У тебя в глазах счастливые слезы. Книгу эту ты будешь показывать каждому из гостей, она всегда будет стоять на почетном месте в твоей небольшой библиотеке. И я буду тихонько улыбаться, глядя, как ты часто перечитываешь посвящение, произведшее тебя в сан поэта.
Кажется, это было в июле 76-го. В ЖЗЛовской книжке о Высоцком про эту встречу ни гу-гу.