А что, там был zip, означенный "pornpictures," как и в письме мне от (ну, конечно же, не от!) Вас? Я получил их в изобилии от всех форумлян с открытыми адресами. Отличился псевдо NN - он зачем-то код вируса вставил текстом в тело письма. Смело стирайте! Это не я!
И далее следует описание сложных отношений мордвы с русскми на протяжении нескольких столетий (со всеми кровавыми подробностями в духе того времени). Например, о подавлении мятежников, состоявших из мордвы-мокшан, черемисов и чувашей, боярин Федор Шереметев доносит царю Василию Шуйскому в 1609 г. в следущих выражениях: "И топтали их, и кололи, чт'о свиней, и трупы их положили на семи верстах".
Далее, Соловей-разбойник, как известно, жил в дремучем лесу. Мельников-Печерский пишет: +++ [в XIV столетии] колонизация русских в нынешнюю Нижегородскую губернию положила начало обрусению этого края. Мордва же, оттесненная новыми пришельцами, запряталась в дремучих лесах, укреплялась там в своих "твердях", а которая была поближе к русским селениям, стала давать дань князьям нижегородским. Подчиняясь, таким образом, влиянию более могущественного племени, мордва стала понемногу русеть, но жившая в местах более отдаленных, подстрекаемая татарами, не терпела русских как своих притеснителей и постоянно враждовала с ними. При вторжениях татар в русские области из этой мордвы обыкновенно являлись путеводители, указывавшие только им одним известные дороги по лесным дебрям. Во время таких нашествий мордва обыкновенно "как волки за полками" следила за татарскою ратью и грабила то, чего не успели или не хотели ограбить татары. Так, в 1377 году Алабуга и другие мордовские князьки навели татар на рать нижегородскую, беспечно предавшуюся разгулу на берегах Пьяны, а когда татары, разбив беспечных и разорив Нижний Новгород, ушли восвояси, мордва бросилась опустошать беззащитные русские деревни Поволжья. Зато и русские не оставались в долгу и мстили жестоко. Так, князь Борис Городецкий, мстя за опустошение мордвою Поволжья, в 1377 году нагнал Алабугу и других мордовских князьков, перетопил их в Пьяне, а следующей зимой при помощи московской рати, присланной Донским, опустошил землю мордовскую, разорил все тамошние зимницы [= место, помещение, где зимуют люди (для зимовья)] и привел в Нижний огромный полон. Добычу разделили, а пленников волочили по льду Волги, травили собаками и казнили разными муками.+++
П.И.Мельников (Андрей Печерский) в "Очерках мордвы" приводит одно русское предание (курсив везде мой): +++ Оно [предание] живет доселе в памяти народной и найдено нами лет двадцать тому назад (1867) в одном рукописном сборнике XVII столетия. Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину --- Соловью, тому самому, что связан был Ильей Муромцем. Женился Скворец на восемнадцати женах, и родили они ему семьдесят сыновей. Все жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горе и по вечерам гоняли их на водопой на Оку-реку. Тут же в ущелье обитал чародей Дятел, тоже мордвин, тоже приятель Соловью. [...] С некоторыми изменениями легенда эта сохранилась в устах народа. Но в устном предании мордовский патриарх столь многочисленного семейства, владевший устьем Оки, называется не Скворцом, а Соколом. Замечательно, что в Нижнем Новгороде, повыше Дятловых гор (вверх по течению Оки), подле так называемого Гребешка, гора, отделяемая от сего последнего оврагом, называется Соколом. Замечательно и то, что у некрещеной мордвы до сих пор сохраняется старинное обыкновение давать новорожденным имена птиц, как, например: Торай (гусь), Тырпыр (дикий голубь) и тому подобные. +++
Был недавно в "Библио-Глобусе" на Лубянке (www.biblio-globus.ru), купил "Словарь русских фамилий" Ганжиной и "Русские фамилии" Федосюка. Видел книгу названий женщин, по которой Марина играет со слушателями "Эха" по воскресеньям. Ещё у них в здании открылся букинистический магазин с достаточно большим разделом по лингвистике. Цены кусаются, особенно на специальную литературу, и это понятно: надо же кому-то содержать огромную армию надсмотрщиков во всех отделах.
... Кстати и Crusoe за разъяснения про Святую святых. Одно смущает: как передаются эти места в древнееврейском тексте --- там единственное или множественное число, или же другой оборот? В King James Version --- "the most holy", в греческом переводе --- agion или agia ton agion (agios --- 'неприкосновенный, чистый, святой').
Это люди с реки Одры: ++ Бодричи. Это название так ясно отзывается бодрыми, что сблизить их между собой казалось весьма естественно. Действительно, их и производили от бодрый (Шафарик), как Лютичей от лютый. Но гораздо естественнее предположить, что и этот народ получил свое имя от реки Одры, то есть настоящее его имя есть Поодряне или Поодричи (Венелин и Чертков). Тогда получит смысл и другая форма этого имени у средневековых латинских летописцев: Оботриты. Если название Бодричей происходит от бодрый, то и Кривичей надо производить от <<кривой>>, Радимичей от <<родимый>> и т. п. ++Иловайский, "Разыскание о начале Руси. Вместо введения в русскую историю."