+++ Интересно, а когда ж его до конца дошкабутают? +++ Это хороший вопрос. Первый том был выпущен в свет в 1965 году. 28-й - в 1994 году, том 35 (Реветь - Рящик) - в 2001 году, том 36 - в прошлом. Ежели по одному тому выпускать в год-два, то закончат году в 2020, всего томов будет около 50. Аппроксимация выполнена по словарю Даля, http://vidahl.narod.ru
++ [17] Roberts С. Н., Skeat Т, С. The Birth of Codex. London, 1987. Практически полная замена свитка на кодекс произошла в Европе к IV в. (ср.: Reynolds L. D., Wilson N. G. D'Homere a Erasme. La transmission des classiques grecs et latins. Nouv. ed. revue et augm. Trad. par G. Bertrand. et mise a jour par P. Petitmangin. Paris, 1984. P. 23), тогда как в Китае, например, где форма свитка была строго регланментирована (вплоть до числа колонок и количества букв), постепенный переход к кодексу только начинается в IX в., а его использование поначалу ограничивается сферой административных докуменнтов и справочников ( Drege J.-P. Du rouleau manuscrit au livre imprime en Chine.-- Le texte et son inscription. Textes reunis par R. Laufer. Paris, 1989. P. 43--4. Интересно, что такого же рода административные документы в виде книги со страницами были уже в I в. до н. э. в Риме. Светоний сообщает о Цезаре: <<Как кажется, он первый стал придавать им вид памятной книжки со страницами, тогда как раньше консулы и военачальники писали их прямо на листах сверху донизу>> (Божественный Юлий, 5).
[18] Как замечает М. Тардье, и те, и другие, а также гностики и манихеи, утверждая собственное мировоззрение, выступали против корпуса священных книг евреев: <<То общее, что присуще антибиблизму этих групп, определяется поворотным моментом в истории книги на Востоке. Действительно, неоплантоники, гностики, манихеи и христиане материализуют новизну своих писаний, придав книге откровений форму книги со страницами, то есть кодекса, тогда как еврейские священные книги были на свитках (volumina)>>. (Tardieu М. L'antibiblisme comme probleme doctrinalet critique historique dans 1'Antiquite tardive -- La conference intemationale Le type medieval de la rationalite et ses premisses antiques. Moscou. 11.12.-- 14.12.1990. Moscou. Museum Graeco-latinum, 1993. P. 11). ++
На сайте http://www.philosophy.ru нашлась статья Ю. А. Шичалина: "Осевые века европейской истории", "Вопросы философии", 1995, №6. Интересен как текст, так и примечание к нему. ++ В той мере, в какой предлагаемый подход к периодизации европейской истории уже осознан и принят, совершенно очевидным оказывается другой осевой век европейской истории: им является рубеж новой и старой эры, потому что именно в это время происходит открытие и постепенное освоение кодекса, в конце концов сменившего свиток [17]. О чрезвычайной важности именно этой метаморфозы свидетельствует уже тот факт, что мы до сих пор пользуемся ее плодами, поскольку привычная для нас книга с нумерованными страницами, полями, рисунками, вступлением, заключением, сносками, указателями и всеми прочими необходимыми приметами приличного издания обязана этому прекрасному и простому техническому открытию и восходит к этой изначальной практике разделять рулон на страницы и складывать большие листы в тетради, хотя открывались эти возможности и вводились в повсеместный обиход очень постепенно. Но при этом важно отметить, что... с самого начала это изобретение как принципиально новый способ хранения и представления информации было тут же использовано представителями тех духовных движений, которые в значительной степени сформировали новый облик Европы: я имею в виду прежде всего неоплатоников и христиан [18]. В частности, само появление главной Книги христианской Европы связано с использованием именно формы кодекса. У неоплатоников, как замечает М. Тардье, в качестве такой Книги Порфирий издал Эннеады Плотина. ++
Вчера, в 22.45 по М.в. крошка-сын к отцу, лежащему на диване с книгой Вильсона "Линкоры в бою," пришёл и спросила кроха - нельзя ли найти материалы по марсоходу для завтрашнего доклада в классе, ибо на прошлой неделе задавали... Ругаясь, как боцман линейного крейсера "Дерфлингер", полез. Всё вразумительное на английском. "Переводи, мерзавец!" 5 минут сопения носом и - вопрос: "А марсоход может приземлиться?" Велел обходить сомнительное место и выношу на обсуждение. Примарситься, привенериться, припланетиться, присириуситься, приальфацентавриться... Скользкий путь. Но и "приземлиться на Марс" как-то не того-с...
++ Лето 1829 года Пушкин провел в деревне. Он вставал рано утром, выпивал жбан парного молока и бежал к реке купаться. Выкупавшись в реке, Пушкин ложился на траву и спал до обеда. После обеда Пушкин спал в гамаке. При встрече с вонючими мужиками Пушкин кивал им головой и зажимал пальцами свой нос. А вонючие мужики ломали свои шапки и говорили: "Это ничаво". ++