Архивное привидение 23.11.2003 15:52:08 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Нечисть-9 |
|
Афанасьев-3
++ С немецкими эльфами родственны славянские кикиморы и полудницы: первые соответствуют темным эльфам (цвергам), а последние -- светлым, что свидетельствуется не только соединенными с ними поверьями, но и самым значением их названий. Слова кики-мора, мора, мара, маруха указывают на существа мрачные, темные; это -- духи, населяющие воздух и каменные горы <...>. Кикимор представляют безобразными карликами или малютками, у которых голова -- с наперсток, а туловище -- тонкое, как соломинка. <...> Кикиморы наделены способностию являться невидимками, быстро бегать и зорко видеть на далекие пространства; они бродят без одежды и обуви, никогда не стареются, вечно неугомонны и, как грозовые духи -- любят стучать, греметь, свистать и шипеть. По сродству эльфов с домовыми духами кикиморы, поселяясь в избах, живут за печкою и по ночам надоедают страшным стуком. Любимое их занятие -- прясть и ткать; в тихие часы ночи явственно слышно, как они тянут и сучат нитки и снуют ткань. <...> Существуют народные поговорки: <<чу! кикимора пряжу прядет>>; <<от кикиморы рубашки не дождешься!>> Сказки упоминают о карликах (маленьких мужичках в червонных шапках), прядущих золотые нити. ++(III, 70).
++ Русалки, наравне с <...> марами, роднятся с демонами, насылающими тяжкие болезни и скорую смерть. Заманивая к себе юношей и девиц, они измучивают их щекоткою, душат и топят в реках. ++(III, 75)
|
Архивное привидение 23.11.2003 15:51:51 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Нечисть-8 |
|
Афанасьев-2
++ Мары тождественны с кикиморами, о которых рассказывают, что это младенцы, умершие некрещеными или проклятые их родителями и потому попавшие под власть нечистой силы; кикиморы представляются малютками-невидимками женского пола, обитающими в домах, за печкою; сидя там, они стучат, свистят, кидают на прохожих камни, бьют посуду и почти постоянно занимаются пряжею. В ночь против Рождества они треплют и жгут кудели, оставленные у прялок без молитвы. <...> Сам домовой, по рассказам сибиряков, садится по ночам прясть, и не раз удавалось слышать, как гудет веретено под его рукою, а поутру замечали, что прядева прибавилось. Очевидно, что в марах или кикиморах олицетворены души усопших (мор -- смерть, чума, мар -- сон, мара -- призрак, мары -- носилки для мертвых), эти незримые эльфические существа, которые, поселяясь в жилищах своих родичей, получали характер домовых гениев. ++(II, 54)
++ ...злой дух болезни или смерти -- мора или мара (нижнелуж. murawa, пол. zmora -- удушье, чешск. mura -- эльф, ведьма и мотылек) носит свою голову под мышкою и блуждает ночью под окнами изб, произнося имена хозяев и домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет; она садится на сонного человека и душит его; у женщин и коров она любит высасывать молоко. Как шведы и датчане видят в марах души усопших, так, по мнению болгар, мура есть душа младенца, умершего без крещения, прилетающая ночью давить сонных. С этими марами тождественны наши кики-моры (=кошмары) и марухи -- беспокойные домовые карлики, занимающиеся пряжею, и сам дед-домовой, который давит мужиков и баб во время их крепкого сна. ++(III, 43)
|
Архивное привидение 23.11.2003 15:51:32 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Нечисть-7 |
|
Афанасьев-1:
++ <...>домовой наваливается на спящих и давит их так сильно, что они не могут ни вскрикнуть, ни пошевелиться<...>. По мнению немцев, стеснение это бывает оттого, что сонного человека давит и трясет nachtmar (англ. night-mare) <...>; а французы называют его cauche-mare (cochemar, chaucheville). Слову cauche-mare соответствует русское кикимора или шишимора -- имя сложное, и первая половина его доселе употребляется в областных наречиях в отдельной, самостоятельной форме: шиш -- домовой, бес, шишко´ -- нечистый дух, шиши´га (шишиган) -- домовой, злой дух и праздношатающийся человек, шатун. При этих речениях имеются глаголы: шишеть -- копаться, возиться, беспрестанно что-нибудь делать, шишкать -- мешкать, суетиться, гомозить. Что касается второй половины слова, то она равносильна нем. der mar. В Сербии и Черногории мора (пол. mora, mara, чеш. mura) признается за демонического духа, который вылетает из ведьмы в виде мотылька (=общераспространенное представление души), <<притискуе и дави>> по ночам сонных людей <<и диханье им зауставл(ь)а>>. В России также известны мары или марухи -- старые, маленькие существа женского пола, которые сидят на печи, прядут по ночам пряжу и все шепчут да подпрыгивают, а в людей бросают кирпичами; в Олонецкой губ. ни одна баба не покидает своей пряслицы без молитвы, потому что в противном случае явится ночью мара, изорвет и спутает кудель. ++(II, 53-54)
|
Архивное привидение 23.11.2003 15:51:15 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Нечисть-6 |
|
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трех томах.-- М.: Современный писатель, 1995.-- (Славянский мир)
Подзаголовок: ++Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов++
Из аннотации: ++Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871 гг.) весьма широко известен как издатель <<Народных русских сказок>>. Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. Итогом его многолетнего исследовательского опыта явились <<Поэтические воззрения славян на природу>> -- фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других европейских народов. Его труд до сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре.++
(выдержки см. в след. сообщ.)
|
Архивное привидение 23.11.2003 15:50:54 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Нечисть-5 |
|
Энциклопедия сверхъестественных существ, КИКИМОРА (продолжение)
++ Прогнать кикимору крайне сложно. <<Чтобы не вредила она, вешают над куриной нашестью лоскутья кумача или горлышко от разбитого глиняного умывальника, или отыскивают самого <<куриного бога>>. Еще нужно обвязать солонку пояском из можжевельника. чтобы кикимора не могла посолить хлеб своему мужу-домовому. Также помогает верблюжья шерсть. Нерадивой же хозяйке <<остается одно средство: бежать в лес, отыскать папоротник, выкопать его горький корень, настоят на воде и перемыть все горшки и кринки -- кикимора очень любит папоротник и за такое угождение может оставить в покое>>.
<<Но единственно верным и вполне могущественным средством против этой нечисти служит святой крест. Не возьмет чужой прялки кикимора, не расклокочет на ней кудели, не спутает ниток у пряхи, не оборвет начатого плетения у кружевницы, если они с молитвой положили на место и прялки с веретенами, и кутузы с коклюхами>> (ibid.). ++
|
Архивное привидение 23.11.2003 15:50:24 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Нечисть-4 |
|
Энциклопедия сверхъестественных существ (продолжение)
++
КИКИМОРА. В мифологии восточных славян домашний злой дух женского пола (иногда считается женой домового). По ночам кикимора пугает детей, путает пряжу, издевается над мужчинами. Еще она может вредить домашним животным, прежде всего курам. Выглядит она обычно как сгорбленная безобразная старуха в лохмотьях. Как правило, кикиморы селятся в домах, которые построены на <<нечистых>> местах; или же их напускают плотники либо печники, желающие навредить хозяевам. Напустить кикимору несложно -- нужно сделать из щепок и тряпок куклу и положить ее под главную балку или в передний угол.
На святках кикимора рожает детей, которые сразу вылетают в трубу и остаются среди людей до Крещения. Считается также, что появление кикиморы предвещает смерть.
С. В. Максимов отмечал, что любимое занятие кикиморы -- рукоделье: <<...выходит она, чтобы проказить с веретенами, прялкой и начатой пряжей. Она берет то и другое, садится прясть в любимом своем месте: в правом от входа углу, подле самой печи. Впрочем, хотя кикимора и прядет, но от нее не дождешься рубахи, говорит известная пословица, а отсюда и насмешки над ленивыми: <<Спи, девушка: кикимора за тебя спрядет, а мать выткет>>.
++
(продолжение статьи в след. сообщении)
|
Архивное привидение 23.11.2003 15:49:54 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Нечисть-3 |
|
Энциклопедия сверхъестественных существ (Автор-составитель К. Королев). Издание 2-е, испр. и доп. -- М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002.
++
МАРА (МОРА). В мифологии и фольклоре славянских и некоторых других народов дух, который ночами душит спящего человека, садясь ему на грудь. Если у мары хорошее настроение, она ограничивается тем, что насылает дурной сон. Именно от прозвания этих существ возникло слово <<кошмар>>. По некоторым источникам, мары -- духи покинутых девушке, которые разыскивают неверных возлюбленных, чтобы отомстить за свои обиды. А поскольку они не знают, где тех искать, то мстят всем подряд.
От того же корня, что и <<мара>>, происходит слово <<морок>> -- <<обман глаз>>, <<иллюзия>>. Считалось, что морок чаще всего напускают колдуны и ведьмы.
++
|
Архивное привидение 23.11.2003 15:49:38 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Нечисть-2 |
|
Энциклопедия <<Мифы народов мира>> (продолжение)
++ МАРЕ´НА, Марана, Морена, Маржана, Маржена, в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощениями смерти (см. Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах западных славян М. называлось соломенное чучело -- воплощение смерти (мора) и зимы, которое топили (разывали, сжигали -- см. Купалу, Кострому и т.п.), что призвано было обеспечить урожай <...>.
МО´КОШЬ, в восточнославянской мифологии богиня. <...> По данным северорусской этнографии, М. представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, а <<то Мокоша опрядёт>>. <...> Типологически М. близка греческим мойрам, германским норнам, прядущим нити судьбы, хеттским богиням подземного мира -- пряхам, иран. Ардвисуре Анахите и т.п. и продолжает древний образ женского божества -- жены (или женского соответствия) громовержца в славянской мифологии. ++
|
Архивное привидение 23.11.2003 15:49:22 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Нечисть-1 |
|
Энциклопедия <<Мифы народов мира>> (в двух томах, под ред. С.А.Токарева, первый выпуск в 1987-88 гг., неоднократно переиздавалась)
++ КИКИ´МОРА, шиши´мора, в восточнославянской мифологии злой дух дома, маленькая женщина-невидимка (иногда считается женой домового). По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу (сама любит прясть или плести кружева -- звуки прядения К. в доме предвещают беду); враждебна мужчинам. Может вредить домашним животным, в частности курам. Основными атрибутами (связь с пряжей, сырыми местами -- подызбицами, темнотой) К. схожа с мокушей, злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши. Название <<К.>> -- сложное слово, вторая часть которого -- древнее имя женского персонажа мары, моры.
МА´РА, маруха, мора, кикимора, в славянской мифологии злой дух, первоначально, как и Марена, воплощение смерти, мора. Позднее М. отчасти утратила связь со смертью, но сохранила (в польских сказках и др.) свой вредный для человека характер, способность к оборотничеству и т.п. Белорус. мара -- название нечисти, Мара -- имя чучела, которое сжигают на костре в ночь на Ивана Купалу. Поэтому Марью в купальских песнях-легендах можно считать дальнейшей трансформацией образа М.
МА´РА, в низшей мифологии народов Европы злой дух, воплощение ночного кошмара (отсюда франц. cauchemar, <<кошмар>>, англ. nightmare). Садится ночью на грудь спящего и вызывает удушье. М. ассоциировались в средние века с инкубами и суккубами; считалось также, что кошмары насылали ведьмы или дьявол. Образ М. имеет индоевропейские истоки -- ср. славянскую Мару и т.п. ++
|
Архивное привидение 23.11.2003 15:48:57 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Всем привет |
|
Выкладываю то, что нашлось на тему кикимор, мар и прочей сопутствующей нечисти. Одиннадцать сообщений, готовьтесь. Выводов пока никаких, все усилия ушли на текст (по поводу этимологии и вообще никаких выводов сделать не смогу, буду нижайше просить NN).
|
|