NN 07.12.2002 12:47 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Барьер тысячи слов |
|
(скорее 2000 - именно таков средний объем активного словаря), действительно, преодолевается при помощи "аналитической архитектуры". Однако привести все слова к идеалу "смысл слова = смысл корня + смысл аффиксов" невозможно. В первую очередь потому, что сами морфемы часто многозначны (пресловутые пре- и при-, в частности). Кроме того, структура естественного языкового сознания, видимо, не совпадает со структурой искусственных языков, состоящих из ограниченного набора единиц и правил соединения их в более крупные выражения. Сегодня чаще говорят о "полевой" структуре языкового сознания, обладающей центром (зоной наиболее употребимых и "правильных" единиц) и периферией (зоной единиц уникальных). Так вот, в самом центре находятся "непрозрачные" единицы, из которых образуются новые - корни, аффиксы, непроизводные слова; их окружает зона производных (аналитических) образований, которые обладают меньшим "индексом употребимости"; ну, а на периферии оказываются, с одной стороны, экзотические новообразования (обычно также вполне аналитичные), а с другой - "непрозрачные" слова, выходящие из употребления. Так вот, история слова "эпицентр" вполне может быть описана как процесс перехода из зоны аналитических производных образований в самый что ни на есть центр - с неизбежной при этом утратой "прозрачности" внутренней формы.
|
Зануда 07.12.2002 12:35 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: ++ почему пишут "педология" и в то же время - "педагогика"? ++ |
E-mail: tio@postman.ru
|
Что называется, хороший вопрос: ответ доступен и мне, а не только буквоядному Крузу: _педагогика_ - наверняка цельнотянутая античная гречанка, а _педОлогия_ сделана в наше время из пед- и -лог, соединённых гласной, по необходимости О.
А вот и словарь: Современный словарь иностранных слов, стереотипный, М., "РЯ", 2001 (это тот самый, где про эпи- и гипо-центр, но никаких переносных значений э. ещё нет):
============
ПЕДАГОГ - грек - учитель/воспитатель: pais(paidos)=дитя + Ago=воспитываю
ПЕДАГОГИКА - тоже гречанка: paidAgogike.
ПЕДОЛОГИЯ - от того же pais(paidos) + привычная нам _логия_ - и никакого А, замещающего О,; возникла в конце 19 века в США и Зап. Европе
=========
Ну, понятно: где ж ещё?
:)
=== Пырь датский, ах, как интеллигентно Вы цитируете, люблю!
:):)
Не глядя в словарь, я намеревался ответить, что .
|
Олег В 07.12.2002 11:54 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: В копилку контраргументов |
E-mail: Олег@
|
Датопыть писал:
>> Так давайте разберем его до конца.
>> Сформулируйте ВСЕ возражения против
>> того, что слово "э." употребляется в
>> значении "место наибольшего
>> проявления". А потом рассмотрим
>> контраргументы.
Если архитектура языка подобна архитектуре "бороды" (так называется запутавшаяся леска на катушке спиннинга: рыболовы поймут, а остальным не объяснить), то человек не помнил бы даже и одной тысячи слов. Преодолеть "Барьер тысячи слов", и даже "Барьер 10000 слов" позволит только "аналитическая" архитектура языка, когда МНОГИЕ СЛОЖНЫЕ СЛОВА ИМЕЮТ СМЫСЛ, ТЕСНО СВЯЗАННЫЙ СО СМЫСЛОМ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ. Тогда для грамотности нужно будет не просто зубрить списки слов: достаточно будет разбираться в логике. Ну, коллеги, это же магистральный путь всех разделов науки, в самом деле!
Итак, вопрос об употреблении слова "эпицентр" - принципиальный вопрос строения языка.
|
Датопырь 07.12.2002 09:56 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Не словеснику |
|
AFAIU, "педагог" цельностянут из греческого (т.е. прямое заимствование), а "педолог" образован по правилам русской грамматики - с соединительной гласной "о". И "педофил" тоже :))
К нам сегодня приходил
Некрозоопедофил.
Мертвых маленьких зверушек
Он с собою приносил.
Bye, господа. Кто куда, а я на рынок.
|
Да, то пырь :) 07.12.2002 09:23 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Доброго утра! А хде обещанный мороз? |
|
Мимоходец.
Точно, блин! Надо было считать как амплитуду, т.е. 20 логарифмов. Я, будучи заслужоным СВЧ-истом, привык по мощности...
"Новости он-лайн": а Вы их послушайте. Очень неплохая р/станция, я теперь предпочитаю ее "Эху". Вот только музредакция у них пока послабее, а может, музфонд победнее. И нет передачи типа "Говорим по-русски", за что им отдельное спасибо :))
"Коммунизм будет построен окончательно в 1980 г."
Да не говорил Хрущ этого!!! Не был он идиотом. Он говорил, что к 80-му г. будет построена материальная база ком-ма! Ну, ошибился немножко...
То, что это "программная цитата" совсем в ином смысле, Вам тоже ясно, конечно.
Зануда
+++Нет нужды формулировать ВСЕ возражения... Кто не понял, я не виноват. +++
Понятненько. "Эпицентр" - священная корова форума. Убей его - об чем толковать станем? В чего плеваться? :)
+++у _меня_ дома это слово в этом значении употреблять запрещено.+++
Все тираны одиозны, но домашние - трижды!
|
Учитель (не словесник) 07.12.2002 08:23 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: "О" или "А" |
|
Была в СССР такая наука - педология, запрещенная в середине 30-х.
Меня интересует, почему пишут "педология" и в то же время - "педагогика"?
Почему в одном случае "о" после корня "пед", в другом - "а" ?
Есть какие-то высшие соображения, нам, педагогам, неведомые?
|
Зануда 07.12.2002 06:07 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: ++ Прошу Вас впредь исходить из этого или потрудиться доказать обратное ++ |
E-mail: tio@postman.ru
|
:):)
(Неуместное, как показано) сравнение эпицентра и эпиграфом и эпиграммой давеча выплеснулось на форум второй раз. Кто это сделал впервые, не помню, как и было сказано. Да и неважно.
Нет нужды формулировать ++ ВСЕ возражения против того, что слово "э." употребляется в значении "место наибольшего проявления" ++, хватило бы и парочки. У меня их, однако, нет, кроме субъективного: _я_ прекрасно обхожусь, и даже потребности не возникает, _мне_ это западло, у _меня_ дома это слово в этом значении употреблять запрещено.
А вот замена этим самым "э." _центра_ , постоянно совершаемая публичными людьми, журналистами, в частности и по преимуществу (э. взрыва, э. землетрясения, вдруг переезжающий на глубину NN км под поверхностью земли, э. событий, э. циклона, наконец, не значащий вообще ничего, поскольку подразумевался тот самый "глаз бури", в котором ничего не происходит...), неприемлема, поскольку обессмысливает высказываемое.
Кто как, а я в своих эпицентрических филиппиках ничего иного в виду не имел, кроме вот этого самого непонимания смысла слов, убивающего смысл речений.
Кто не понял, я не виноват. :)
|
|