Олег В Четверг, 24 февраля 2000 года, 08:45 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: проблема "Н/НН". Лекция 1. |
(previous: 2000.02.21 21:06) (next: 2000.02.26)
*** Лекция 1 по проблеме "Н/НН".
Случаи правописания НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.
(1.) В прилагательных, образованных от существительных, пишется два "Н":
(1.а.) в суффиксах "-ОНН-" и "-ЕНН-" ("-СТВЕНН-"). (1.а.П.) ПРИМЕРЫ: традиция – традиционный, авиация – авиационный; болезнь – болезненный, государство – государственный бритва – бритвенный; ум – умственный, дар - дарственный. (1.а.И.) ИСКЛЮЧЕНИЯ (1 шт.): ветреный, (1.а.И.И.) но: безветренный, подветренный, заветренный (и т.д.).
(1.б.) в тех случаях, когда основа оканчивается на "Н". (1.б.П.) ПРИМЕРЫ: апельсин - апельсинный, баклажан – баклажанный, балкон – балконный, блин – блинный, диковина – диковинный, камень – каменный, сон – сонный. (1.б.И.) ИСКЛЮЧЕНИЯ (17 шт.): вороний, бараний, бизоний, кабаний, единый, зелёный, румяный, синий, свиной, обезьяний, павлиний, фазаний, дельфиний, буланый, юный, пряный, вороной.
Данная лекция составлена по материалам источника [1] (список источников был продиктован в Лекции 0). Единственное отличие: в [1] список (1.б.И.) был дан состоящим из 15 исключений. Два дополнительных слова я самолично добавил к списку, проведя исследование содержащегося в том же источнике словаря по проблеме "Н/НН". Если же судить по источнику [2], то списка (1.б.И.) вовсе не существует, а в качестве примеров приводятся словосочетания: соломенная шляпка, крыжовенное варенье, станционный смотритель.
Это и есть пример проявления упомянутой в Лекции 0 проблемы, когда различные учебные пособия дают разные (не только по форме, но, что значительно хуже: по сути!) формулировки правил. Для меня не представляет сомнения, что прав источник [1], а не источник [2]. Хотя следует отметить имеющуюся в [2] удачную трактовку разграничительного критерия подслучаев проблемы "Н/НН". А именно, там проблема "Н/НН" представлена в виде дерева, первичным критерием которого является (как, впрочем и в [1]) классификация по части речи, от которой образовано данное слово (прилагательное/причастие с проблемой "Н/НН" в суффиксе). Если оно образовано от существительного, то в [2] вторичным критерием является гласная буква в проблемном суффиксе, причём рассмотрено 5 вариантов (Е, О, И, А, Я). Тогда как в источнике [1] — вторичным критерием является суффикс, для которого есть 6 вариантов ("-ОНН-", "-ЕНН-", "-СТВЕНН-", "-АН-", "-ЯН-", "-ИН-"), что с точки зрения простоты изложения, конечно, является более уязвимой позицией.
Очевидно, дельта между этими формулировками — это утверждение, что каждой из пяти перечисленных букв (Е, О, И, А, Я), кроме "О", соответствует ровно один суффикс, а "Е" – два суффикса ("-ЕНН-", "-СТВЕНН-"). Однако это утверждение не является ни очевидным, ни применимым где-либо в иных правилах русского языка. Поэтому не имеет смысла его запоминать. Поэтому я и говорю, что критерий в [2] — проще, хотя и допускаю, что не все согласятся со мной.
Всем — спасибо за внимание. Встретимся в субботу.
Все свободны, кроме Арнольда, ему — просьба задержаться.
Арнольд, спасибо за благоприятные сведения о Дмитрии Самойлове. Кстати говоря, очень полезно иногда накладывать на себя временные запреты. Да, и насчёт восьми минут. Чтобы сэкономить средства (т.е. деньги), я выхожу на связь не более, чем на 44 секунды (практически, как радистка Кэт). Потом снова перезваниваю. Раньше, до введения регистрации, я соединялся с сервером Эха за один шаг (за один "дозвон"), плюс один дозвон уходил на отправку сообщения, а теперь, пока модемы обнюхаются, пока то-сё, пока умудрюсь попасть в узенькие окошечки для пароля и логина, пока вспомню и наберу их без ошибок, пока внуртиэховская система паролей сверит их и пришлёт отзыв — в результате приходится грузиться за 2-3 "дозвона" (плюс всё тот же 1 дозвон на отправку сообщения). Вот такая маета. Вам, тем, кто на толстом кабеле — этого не понять. На самом деле, если посылать продуманные тексты, а не тарапливые саапщения, как не катарые, то легко понять, что всё равно основное время уходит не на соединение и отправку, а на продумывание и редакцию текста письма.
Ну, хорошо. Всего лучшего, до субботы.
|
|