ФОРУМ "ГОВОРИМ ПО-РУССКИ"

Архив форума (#5803)
08.02.2007 17:05 - 09.02.2007 12:56
Предыдущий | На главную страницу | Вниз | Следующий

Поэтический словарь Квятковского Вопрошательница
Атяпе и ЛЛ Говорун
ЛЛ Атяпа
Вопрошательнице Арнольд
LadderLogic
Буквоедице Вопрошательница
Говоруну Киевлянка
Вопрошательнице Буквоедица
Щас заглянул Самаритянин
Арнольду Вопрошательница
 
Вопрошательница
09.02.2007 12:56:32
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Поэтический словарь Квятковского

онлайн:
"Поэтический словарь" А. П. Квятковского -- лучший отечественный справочник по теории поэзии. В нем содержится около 670 терминов из области стихосложения и поэтики стихотворных текстов. Книга посвящена русской литературной и народной поэзии, а кроме того, содержит информацию по античной поэтике и риторике, формам и жанрам западноевропейской поэзии и важнейшие сведения по терминологии восточных стиховых культур.

Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. -- М.: Сов. Энцикл., 1966. -- 376 с.


Говорун
09.02.2007 10:08:37
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Атяпе и ЛЛ

Из архивов: http://www.speakrus.ru/51/f5181.htm#10 (примеры стихотворных размеров).
Там именно такие вариации присутствуют...


Атяпа
09.02.2007 09:23:02
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: ЛЛ

Мой дядя самых-самых-самых честных правил
Когда не в шутку, эх, не в шутку занемог.
Он уважать, он уважать себя заставил
И лучше выдумать, эх, выдумать не мог.
На мотив танго. (с) "Я вас любил"


Арнольд
09.02.2007 09:07:03
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Вопрошательнице
E-mail: arno1251@mail.ru

Я в полном восхищении!..


LadderLogic
09.02.2007 03:51:27
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: 

Жил старик со своею да со старухой
У самого да синего да моря...

Ужос (С)


Вопрошательница
09.02.2007 02:00:40
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Буквоедице

+++Только что на проталинах весенних <...>
Это он? Гендекасиллаб? Фалеков?+++

Нет, ни то и ни другое .

Гендекасиллаб - одиннадцатисложник. По определению. Это значит, что в стихотворении, написанном любой разновидностью гендекасиллаба, каждая строка должна содержать ровно 11 слогов. Считаем:

Только что на проталинах весенних - 11
Показались ранние цветочки - 10
Как из чудного царства воскового - 11
Из душистой келейки медовой - 10
Вылетала первая пчёлка - 9

Во всём стихотворении строк с одиннадцатью слогами - всего две, обе в приведённом отрывке; среди оставшихся есть одна строка в девять слогов (<<о красной весне поразведать>>), остальные строки - все десятисложные. То есть это вообще в принципе не одиннадцатисложник, то есть не гендекасиллаб.

А чтобы гендекасиллаб был ещё и фалековым, кроме количества слогов надо соблюсти ещё два условия:
1) ударения по размеру (четыре хорея и на втором месте дактиль) и
2) цезуру.

Ударения в строке (хорей - дактиль - три хорея) должны стоять вот так:

ТАМ пам ПАМ бу бу БАЦ пам ПАМ ды ДЫ рам

Если добавить, да простит меня Наше Всё, слогов в нужные места <<коротких>> строк, чтобы получился этот ритм, то выйдет примерно так (гласные, которые должны быть по размеру ударными, помечаю красным*):

Только что на проталинах весенних - без изменений
Показались да ранние цветочки
Как из чудного царства воскового - без изменений
Из душистой келейки да медовой
Вылетала ой первая да пчёлка

Но это ещё не всё. То есть это, конечно, гендекасиллаб с нужным рисунком размера, но фалекова разновидность гендекасиллаба должна помимо этого иметь большую (т.е. чёткую и явственную, долгую) постоянную (т.е. наличествующую во всех строках) цезуру (паузу) <<после арсиса третьей стопы>>. Арсис - первый слог третьей стопы, перед ним идут 2 слога первой хореической стопы и 3 слога дактилической, 2+3+арсис даёт 6. То есть во всех строках должна быть явственная пауза после шестого слога. При этом шестой слог должен быть слогом а) ударным (арсис по определению ударный) и б) либо единственным, либо завершающим в слове (сделать паузу в середине слова невозможно, согласитесь). Шестой слог, который арсис, - это тот самый, который в предыдущей схеме обозначен как <<БАЦ>>, пометим его здесь жирным шрифтом - ну ему положено, - и обозначим цезуру:

ТАМ пам ПАМ бу бу БАЦ || пам ПАМ ды ДЫ рам -

и пойдём смотреть, что мы имеем:

Только что на прота, || линах весенних
Показались да ран, || ние цветочки
Как из чудного цар, || ства воскового
Из душистой келей, || ки да медовой
Вылетала ой пер, || вая да пчёлка

То есть, понятное дело, ничего не имеем: все паузы попадают на середину слова, а это нельзя. Поэтому опять корёжить Наше Всё переделками, чтобы цезура попала в промежуток между словами:

На проталинах, блин, || да на весенних
Показались нам кто? || Да вот цветочки.
А из царства чудес || да воскового,
Из келейки своей || совсем медовой
Вылетала - уй-й-й - кто? || Да уж понятно...

Вот это уже - по ритму примерно фалеков гендекасиллаб (если не вдаваться в тонкости с многосложными словами*), но это, конечно, ни разу не стихотворение .


А в пушкинском стихотворении - тактовик (размер, в котором количество междуударных слогов в строке неравномерно и колеблется от 0 до 3-4; в некоторых классификациях его объединяют с дольником, но чаще разделяют: в дольнике междуударных слогов - от 0 до 2: <<золотыми звёздами в снег>>, <<перчатку с левой руки>>, в тактовике - может быть 3-4: <<спокойно трубку докурил до конца>>, <<только что на проталинах весенних>>).

И ещё у меня смутное подозрение, что <<Фалеков>> нужно всё-таки писать с заглавной, как Байроновы поэмы, Шекспиров сонет и Иваново детство. А вот фалековский, байроновский, шекспировский и ивановский - со строчной. Но русских упоминаний этого размера очень мало, а по-английски в таких случаях всё равно заглавная, Phalaecian hendecasyllabic...

-----------------------------------------------
* Только давайте сейчас не заморачиваться с проблемой многосложных слов и их ударением по размеру: принимаем для простоты, что те слоги, которые попадают под стихотворное ударение, будут считаться ударными: это касается случаев типа <<показались>> и пр. (аналогия: <<когда не в шутку занемог>>, например, считается ямбом, хотя на слоге <<за>> по жизни никакого ударения нет). На самом деле у Брюсова в цитированном Орловичами стихе нет таких многосложных слов, там все ударения в словах строго соответствуют ударениям размера.


Киевлянка
08.02.2007 23:44:54
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Говоруну

Написала о Вас в Бостон.
Самое интересное, что я в ответ на эту загадала им Вашу же про одинокую гармонь


Буквоедица
08.02.2007 21:19:02
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Вопрошательнице

Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,

Это он? Гендекасиллаб? Фалеков?


Самаритянин
08.02.2007 20:52:32
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Щас заглянул


на эховский ГПР - боже, какое убожество й Эзра Гудман, "Лимонадный Джо".

Там состоялась вторая волна эмиграции на собственный форум под названием "Куздра".
Остались двоечники да хулиганы, с коими Северская все же общается, ибо ноблесс оближ.


Вопрошательница
08.02.2007 17:05:33
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Арнольду

Да, у Самаритянина выложена пьеса Зорина, а сценарий (Козаков с кем-то вдвоём, не помню) хоть и сделан вплотную по пьесе, но местами от неё отличается. Эстрадных выступлений Велюрова в пьесе тоже, например, нет.


Предыдущий | На главную страницу | Наверх | Следующий

Яndex
Google

TopList










Оформление (C) Арнольд