<< в приведенном отрывке "заветный" означает "бережно хранимый". >> Скорее, "завещанный (предками)", т.е. носимый по старинному обычаю. <<невоцер... э-э, невомечетьлённые>> Ну Вы, блин, даёте! Церковь есть сообщество, а мечеть - только здание. Поэтому воцерковленным в принципе м.б. последователь любой религии, а вомечетьлённым - только кирпич какой-нить.
Мне кажется, в приведенном отрывке "заветный" означает "бережно хранимый". Вообще горцы под папахой исстари брили голову наголо, и такой заповедный чуб дорогого стоит...
Самоназвание "эдыhа". Кабардинцы -- этнически совершенно то же самое, что и черкесы и собственно майкопские адыги, разница только в месте дислокации. Говор у всех почти одинаковый, я лично не отличаю, хотя носитель, понятно, отличает говор даже в зависимости от аула. К той же языковой группе относились и практически вымершие сейчас убыхи, от которых остались только звучные курортные названия - Джемете, Туапсе, Шепси... Я что-то такое тут говорил -- http://www.speakrus.ru/15/f1505.htm#5 Среди кабардинцев (язык адыгский + дислокация в районе Нальчика) есть и редкие христиане, но их никто кабардинцами не зовёт, у нас исторически называют "молокане", хотя это неверно, они все давно перешли под РПЦ и посещают обычные храмы. Обычные адыги, даже невоцер... э-э, невомечетьлённые, относятся к адыгам-христианам с презрением и ненавистью. Замечательный очерк нашёлся тут: http://www.vostlit.info/.../text21.htm