Словарь Ушакова: ЧУБ, чуба, мн. чубы, м. 1. клок волос, хохол, вихор у мужчины. Паны дерутся, а у хлопцев чубы летят. Пословица. 2. Отрощенный длинный клок волос на бритом темени у запорожцев, украинских казаков, то же, что оселедец (истор.). - Запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал на поларшина земли. Гоголь. А 4-томный АС 1980-84 пишет, что чуб1 падает на лоб.
А вот у меня глюки или действительно какие-то индейцы себе тоже такую прядь отращивали на бритой голове? Никаких книжек про индейцев дома не осталось, посмотреть негде...
"Я привез тебе гостинец! То гостинец не простой: С поля битвы кабардинец, Кабардинец удалой. Он в кольчуге драгоценной, В налокотниках стальных: Из Корана стих священный Писан золотом на них. Он упрямо сдвинул брови, И усов его края Обагрила знойной крови Благородная струя; Взор открытый, безответный, Полон старою враждой; По затылку чуб заветный Вьется черною космой".
Я где-то читала, что брить голову и оставлять только чуб на макушке или за ухом - это древняя адыгская традиция (задолго до запорожцев). Полностью брить голову стали позднее. Во времена Лермонтова такая прическа с оселедцем, вместо просто бритой головы, была признаком знатности, старинного рода - поэтому "заветный".
горец, родственник черкеса. С большой долей вероятности - мусульманин, но они есть и традиционно православные. В красивых (шо ж вы мне душу-то разбередили) горах живут, недалеко от Эльбруса, но не в высокогорье (там балкарцы), а в предгорьях. Вот тут про них написано.
Вообще о них Арнольда надо спросить, он с горцами плотно общался, с разными.
А чуб заветный - не знаю. "Заветный" - может, тайный-секретный? Может, им на публике положено папаху носить и волосы никто посторонний не видит (если они не с бритой головой ходили)? И почему на затылке - тоже не знаю. Чуб - явно не такой, как у кубанских казаков на лоб свешивается...