Конечно, это современное значение. Но в сети легко найти утверждения, что первоначально это был март-апрель. Вот я и пытаюсь разобраться. Никаких литературных источников, старше Шмелёва я не нашла.
Сам взял -- и сравнил. А при чём тут вообще Ахматова? Опять потому что женщина? Вы серьёзно полагаете, что в литературе - как в бане: женщины отдельно, мужчины отдельно? Прочесть поэмы Цветаевой мне не удалось. Это даже не по шпалам ходить, а по кочкам прыгать. Но это, конечно, дело вкуса, для кого-то ритм "рвётся - прекрасно".
А вот эксгибиционизм - это уже не художественная, а нравственная позиция поэта.
NN Эксгибиционисту нужен зритель, а не партнёр. Вот и Цветаевой, со всеми её страстями, никто на самом деле не нужен, кроме зрителя.
"Настоящую нежность не спутаешь ни с чем. И она тиха." (с) Ахматова. (Не потому что женщина, а просто к слову пришлось)
<< А ты хоть тут подохни!.. Копеечки негде заработать. А бывало-то, бархатный-то сезон... Стиркой, бывало, да больше двух рублей заработаешь! А на базар-то придешь... го-ры! И сала тебе, и барашка, и яички... и красненькие-то, и синенькие, и... А хлеб-то какой был, пу-ух пухом!.. >> Иван Шмелев. Солнце мертвых
"Красненькие-то, и синенькие" к яичкам относится? Тогда, действительно, весна. Или это о помидорах и баклажанах, как говорят на юге?
У Ахматовой стих тонкий -- и сплетён хорошо. У Цветаевой -- рвётся прекрасно.
Вкусы разные -- мне больше нравится, когда рвётся -- кому-то это покажется странным, но я считаю Цветаеву таким же примерно основоположником, как и Пушкина скрещённого с Маяковским. Ну почитайте её "Поэму конца" -- это же как надо свои переживания (может быть -- как бы) переложить на стих. Не умаляя волшебства Ахматовоой -- просто немного не моё. Я уже говорил, что стихи вообще-то не люблю. Видимо, потому что в своей жизни написал только один стих, который понравился мне, но был вежливо откритикован по поводу рифмы "красной -- понапрасну".
С какой стати сравнивать каждую пишущую женщину именно с Цветаевой?
Да, зачем сравнивать? Это чувствуешь -- не думаю, что вам придёт в голову сравнивать Авиценну с Пушкиным. Цветаева -- даже ранняя, мною часто не любимая -- была гораздо страстнее Ахматовой. Страстнее -- имею ввиду цель и действа. Даже не столько цель -- у Марины были цели, которые обрушились. Стихами. У Ахматовой -- тоже, - но не так действенно -- в словах. Обе обрушились. Ахматова -- всё-таки больше переживает, чем сочувствует. Потому, хоть я и не люблю стихов, но я их уважаю, и потому мятущаяся Цветаева, к тому ж жёсткая в своих стихах (в последних -- особенно) мне гораздо ближн, чем Ахматова -- у Ахматовой в стихах, как мне кажется -- больше "лирики", меньше напряжёности ()
Эту историю мой приятель Анатолий Белкин рассказал мне уже давно, и я сам её неоднократно и с удовольствием рассказывал другим. Теперь Анатолий выложил эту быль в свой ЖЖ, а я перетаскиваю сюда. Поскольку почти в тему.
Вспомнился грандиозный перл из моей "коллекции ловца блох". Есть в "Комсомолке" на последней полосе рубрика, куда девицы (а равно их родители и прочие друзья) могут присылать фотографии на конкурс "Мисс КП". Фотографии бывают разные - порой совсем бесстыжие, вплоть до практически полной обнаженки, порой, напротив, очень скромные и целомудренные. И вот некая бабушка присылает очень даже скромную фотографию любимой внучки Юленьки. Оказывается, эта самая Юленька - очень целеустремленный человек, учится в каком-то музыкальном учебном заведении (не помню уже, в каком именно, но это не так существенно), мечтает стать дирижером. Почему бы и нет? Фото внучки идет в номер, а над ним - крупная шапка: "Будет Юля дирижером!" Но наборщик второпях (ох уж эти наборщики!) тычет пальцем не в Ю, а в соседнюю литеру (угадайте с трех раз, в какую именно) - заголовок приобретает несколько иной вид... Далее оттиск полосы (еще даже не до конца заполненной) попадает в корректуру, где видят странное слово, но уже не удивляются (уже ничему не удивляются), однако отмечают, что слово это - явно вводное (хотя почему-то с заглавной буквы; но ведь это заголовок - может, так и надо?). И выделяют его запятыми. И вот что получается Очень хочется сказать, что, мол, тут пришел я и это дело отловил; но это не будет полной правдой. Я, конечно, пришел и отловил (и даже отксерил себе на память); но это было несколько позже (у меня график работы чуть сдвинут). К этому времени старший корректор успела сама отловить.