***Шевченко - романтик?*** Романтик, романтик. Все украинские сайты одноголосно это утверждают. Я было углУбился в пучину украинского литературоведения, но вовремя вынырнул. В общем, он романтик, и не он один, а ещё и галицкая школа, и киевская, и харьковская... ( http://litopys.narod.ru/chyzh/chy16.htm )
Славный город Ярославль... Есть там губернатор - Лисицын. Есть у него первый заместитель - Федоров.
Еду я однажды по улице Большая Федоровская (!). Спрашиваю прохожего: "А где тут то-то и то-то?". А он отвечает: "Рядом - на улице Лисицына..." Ну дела, думаю...
+++ есть что-то общее у Мицкевича с русскими романтиками +++ Один из общих друзей припомнит, как "во время одной из импровизаций Мицкевича в Москве Пушкин, в честь которого был дан этот вечер, вдруг вскочил с места и, ероша волосы, почти бегая по зале. восклицал: "Какой гений! какой священный огонь! что я рядом с ним?" - и, бросившись Адаму на шею, обнял его и стал целовать как брата..."
В вопросе YoDmF речь идёт о каком-то специфическом славянском романтизме. Ну, это с какой колокольни взглянуть: может и есть что-то общее у Мицкевича с русскими романтиками. Да и как не быть, если он и жил в России, а не в России, так в Российской империи, и общался, дружил с ними. А какие ещё-то были славянские романтики? Шевченко - романтик? Надо Мизолога спросить. Ау! Мизолог!
Получается, что Пушкин и в самом деле был романтиком. Хотя сам же и насмехался над унылым романтизмом. И ещё получается, что Пушкин исчерпал возможности романтизма и вышел за его границы. А потом это назвали реализмом.
А уж Гоголь-то - конечно, романтик. И опять-таки, он исчерпал возможности романтизма и пошёл дальше. Так они (Пушкин с Гоголем) и стали отцами основателями реализма. Когда мне надо было объяснить одному любознательному немцу, что такое Гоголь, то я сказала, что он вроде Гофмана отчасти. А Гофман - это немецкий романтик и образец романтической иронии.
В общем, однажды Пушкин переоделся Гёте, Шекспиром, Вальтер Скоттом, Стерном, а Гоголь - Гофманом...
Спасибо! Ничего не флуд. Надо же, наконец, разобраться, что такое романтизм! Вот у Лотмана в Учебнике по русской литературе изложена современная трактовка. 1. Индивидуализм. Романтический герой - одинокий, разочарованный гений, противопоставленный пошлой толпе. 2. Бунтарство.(активный протест или пассивный уход от реальной жизни) 3. Глубокая противоречивость отношения к народу. Романтик видит себя во главе народов, борющимся с мировым злом, но народ для него - бессмысленная и пассивная толпа, которая к нему враждебна.
Эстетика романтизма ставит чувство выше разума, отказывается от классицистической системы правил в пользу выразительности и оригинальности.
Стремясь в искусстве ко всему оригинальному и индивидуальному, романтизм обращается к национальным традициям, фольклору, местному колориту. Если классицизм не терпел мистики и фантастики, то для романтизма это любимые сюжеты.
У Лотмана почему-то ничего не говорится об иронии, а между тем это тоже одна из особенностей именно романтизма.
"П. А. ВЯЗЕМСКОМУ <...> Ты прав в отношении романтической поэзии. Но старая б<...> классическая, на которую ты нападаешь, полно существует ли у нас? это еще вопрос. Повторяю тебе перед евангелием и святым причастием, что Дмитриев, несмотря на все старое свое влияние, не имеет, не должен иметь более весу, чем Херасков или дядя Василий Львович. Разве он один представляет в себе классическую нашу словесность, как Мордвинов заключает в себе одном всю русскую оппозицию? и чем он классик? где его трагедии, поэмы дидактические или эпические? разве классик в посланиях к Севериной да в эпиграммах, переведенных из Гишара? -- Мнения <<Вестника Европы>> не можно почитать за мнения, на <<Благонамеренного>> сердиться невозможно. Где же враги романтической поэзии? где столпы классические? Обо всем этом поговорим на досуге." (А.С.Пушкин, http://www.rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1824/1255_72.htm )
"Кстати: кто писал о горцах в <<Пчеле>>? вот поэзия! не Якубович ли, герой моего воображенья? Когда я вру с женщинами, я их уверяю, что я с ним разбойничал на Кавказе, простреливал Грибоедова, хоронил Шереметева etc. -- в нем много, в самом деле, романтизма. Жаль, что я с ним не встретился в Кабарде -- поэма моя была бы лучше. Важная вещь! Я написал трагедию и ею очень доволен; но страшно в свет выдать -- робкий вкус наш не стерпит истинного романтизма. Под романтизмом у нас разумеют Ламартина. Сколько я ни читал о романтизме, все не то; даже Кюхельбекер врет. " (А.С.Пушкин, http://www.rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1825/1358_175.htm )
"Отказавшись добровольно от выгод, мне представляемых системою искусства, оправданной опытами, утвержденной привычкою, я старался заменить сей чувствительный недостаток верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий, -- словом, написал трагедию истинно романтическую. Между тем, внимательнее рассматривая критические статьи, помещаемые в журналах, я начал подозревать, что я жестоко обманулся, думая, что в нашей словесности обнаружилось стремление к романтическому преобразованию. Я увидел, что под общим словом романтизма разумеют произведения, носящие на себе печать уныния или мечтательности, что, следуя сему своевольному определению, один из самых оригинальных писателей нашего времени, не всегда правый, но всегда оправданный удовольствием очарованных читателей, не усумнился включить Озерова в число поэтов романтических, что, наконец, наши журнальные Аристархи без церемонии ставят на одну доску Dante и Ламартина, самовластно разделяют Европу литературную на классическую и романтическую, уступая первой -- языки латинского Юга и приписывая второй германские племена Севера, так что Dante (il gran padre Alighieri)1), Ариосто, Лопец de Vega, Кальдерон и Сервантес попались в классическую фалангу, которой победа, благодаря сей неожиданной помощи, доставленной издателем <<Московского телеграфа>>, кажется, будет несомненно принадлежать. Все это сильно поколебало мою авторскую уверенность. Я начал подозревать, что трагедия моя есть анахронизм. Между тем, читая мелкие стихотворения, величаемые романтическими, я в них не видел и следов искреннего и свободного хода романтической поэзии, но жеманство лжеклассицизма французского. Скоро я в том удостоверился." (А.С.Пушкин, http://www.rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/02misc/1004.htm )