Николай 05.05.2004 12:24:24 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: О шаманах (3) |
E-mail: leontiev@aport.ru
|
Но самое интересное дальше.
Как и следует ожидать, у многих народов Сибири и Дальнего Востока обнаруживаются пережитки матриархата.
Например, у народов, сохранявших архаический общественный уклад (ительмены Камчатки), не было профессиональных шаманов, шаманили обычно женщины, особенно пожилые. [Для справки: последующие ступени: родовое шаманство (шаман ещё не профессионал, но служитель родового культа), профессиональное шаманство (шаман --- особый специалист, живущий доходами от своей профессии), упадочные формы шаманства (шаманы обычно уже не камлают, а лишь читают молитвы и приносят жертвы).] У чукчей особенно сильными считались шаманы "превращённого пола" --- мужчины, уподобившиеся женщинам, и наоборот. У северных якутов шаманки считались более сильными, чем шаманы. Там же встречались другие пережитки прежнего преобладания женского шаманства: в Колымском округе шаман мог камлать не в профессиональном костюме, а в женском одеянии. Аналогичные явления встречаются и у других народов: у ряда племён калифорнийских индейцев преобладало женское шаманство; Тацит ("Германия", XLIII) упоминает, что у некоторых германских племён жрец носил женское одеяние.
Далее, культ домашнего очага находился почти везде в руках женщин. Сам огонь, домашний очаг, у большинства народов Сибири олицетворялся в женском образе: старуха огня (гиляки), мать огня (нанайцы), бабушка (эвенки), огонь-мать (алтайцы) и т.п. Только у якутов и бурят, достигших наиболее высокого уровня развития, домашний очаг олицетворялся не в женском, а в мужском образе --- как хозяин огня.
|
Николай 05.05.2004 12:23:48 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: О шаманах (2) |
E-mail: leontiev@aport.ru
|
С.А.Токарев пишет: +++ Обычный приём действий шамана --- камлание (шаманство, шаманский сеанс). Он состоит в том, что шаман посредством пения, ударов в бубен, пляски или иными способами доводит себя до состояния экстаза. Люди верят, что в это время душа шамана отправляется в царство духов и вступает там с ними в общение, либо ведет переговоры, либо сражается с ними. Предполагают также, что духи иногда сами являются на призыв шамана, входят либо в его тело, либо в его бубен и говорят устами шамана. Шаманский сеанс происходит обычно вечером или ночью, длится несколько часов, и после него шаман чувствует крайнее изнурение, нуждается в отдыхе. Цель шаманского камлания --- чаще всего лечение больного; но у многих народов шаманы считаются также предсказателями, гадают о пропавших вещах или животных, камлают для удачи на промысле, камлают на похоронах и пр.+++
Слово "камлать" тюркское по происхождению (qam-la- 'шаманить'), как и слово "кам" --- 'шаман' (др.-тюркск. qam --- 'шаман' < ? кит.). Оба слова зафиксированы у Даля, на которого и сослалась Марина.
|
Николай 05.05.2004 12:23:12 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: О шаманах, ... |
E-mail: leontiev@aport.ru
|
... камлании, умлаутах, матриархате и связи этнографии и языкознания
В последней воскресной передаче Марина Королёва отвечала на вопрос о значении глагола "камлать". В связи с этим привожу любопытные данные по этому поводу из литературы по истории религии.
Во-первых, об этимологии. Слово "шаман" эвенкийское или тунгусо-маньчжурское ("саман", "шаман" --- 'возбуждённый, исступлённый человек'). Через русских оно потом распространилось по всей Сибири, а затем (в XVIII в.) проникло и в западноевропейские языки и стало интернациональным научным термином. Нужно отметить, что, по мнению некоторых исследователей, этимология этого слова, попавшая во многие русские и западные словари, ошибочна. Так, А.Е.Аникин в "Этимологическом словаре русских диалектов Сибири" пишет: "Этимол. эвенк. слова и его т.-маньчж. параллелей не очень ясна (едва ли к эвенк. sa- 'знать', как иногда считается), но несомненно, что речь идет о слове исконного, а не заимствованного т.-маньчж. фонда <...> --- вопреки распространенному мнению о происхождении из скр. sramana 'аскет-буддист' через тохарское и др. посредство (Фасмер <...>)" [диакритика опущена].
|
Николай 05.05.2004 12:19:46 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Мизологу о "пока-пока" |
E-mail: leontiev@aport.ru
|
Марина Королёва пишет, что, вероятно, про "пока-пока" была речь в одной из воскресных программ, и, если это так, то текста в сети не существует. Если что-нибудь найдётся, они с Ольгой Северской дадут знать.
|
Олег Вэ 05.05.2004 11:02:32 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Ценр и Узус |
|
В общем, можно говорить уже о пополнении узуса новым словом, словом "ценр". Глядишь, за ним и "эпиценр" потянется.
Это всё к слову о принципах: что относить к узусу, а что не относить.
|
Буквоедица 03.05.2004 22:22:13 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Сергею Забугорному |
E-mail: feigel@com2com.ru
|
Если Вас интересует обсуждение на форуме мнения профессора Лопатина о букве Ё, то Вы можете задать в окне поиска буква ё Лопатин Если Вас интересует мнение Буквоедицы о профессоре Лопатине в связи с буквой ё, то задайте буква ё Лопатин Буквоедица Если Вас интересует книга о букве Ё Пчелова и Чумакова, то задайте Пчелов Чумаков и т.п. Здешний форум не научный, а скорее научно-популярный. Архивы упорядочены хронологически, а не по темам. Тема буквы Ё возникает время от времени. Что Вам интересно из наших разговоров - мне судить трудно.
|
Олег Вэ 03.05.2004 19:51:06 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: эпицентральное |
|
Сторонниики эпицентрализации языка забывают о том, что термин "эпицентр" введён в основном для возможности говорить о "расстоянии до эпицентра", которое является катетом в прямоугольном треугольнике, вторым катетом в котором является глубина центра землетрясения, а гипотенузой -- расстояние до центра землятресения. Таким образом, математика землетрясений существенно двумерна: в прямоугольном треугольнике есть две совершенно независимые величины.
В качестве этих двух -- лучше всего выбрать глубину центра и расстояние до эпицентра.
Вот и всё.
Больше ни для чего слово "эпицентр" не нужно.
Но и меньше -- тоже. Другими словами, приписывание этому слову каких-либо иных смыслов и понятий -- хамство и глупость. Просто: глупость и хамство.
|
bugor 03.05.2004 18:43:35 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Буква <<ё>>, пардоньте |
E-mail: bugor@bluewin.ch
|
Уважаемая БУКВОЕДИЦА!
> Про букву Ё много говорено. Ещё можете заглянуть по той ссылке, что под моей подписью. У нас регистрации нет, добро пожаловать!
Я всё-таки хотел бы разобраться с буквой <<ё>>. Почитав вопросы-ответы проф. Лопатина, я тем не менее остался при своём мнении (т.е. против <<профессорского>>). Теперь хотелось бы послушать аргументы профессионалов. Заглянув в архив, я там чуть было не потерялся. Учитывая, что доступ очень медленный, не могли бы Вы дать точную <<наводку>>: в каком архиве, за какое число и т.д. Заранее благодарен.
Сергей Забугорный
|
|