Обыватель 15.10.2003 01:01:56 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Крузо |
|
А вообще Флегматик меня сбил с панталыку своим требование маленького дополнения. Я, хоть и отказался горделиво, однако попытался разобраться - или хотя бы вспомнить: откуда это-то в памяти засело? И вот что наскреб:
"Некоторые важные детали, связанные с сюжетной линией И. из К., Булгаков почерпнул из труда французского историка Эрнеста Ренана (1823-1892) "Жизнь Иисуса" (1863), против которого выступал Ф. В. Фаррар. Например, упоминание Пилатом в диалоге с Иешуа, что И. из К. во время беседы с Га-Ноцри " светильники зажег ", связано с рассказом Э.Ренана о канонах иудейского судопроизводства: "Когда кого-нибудь обвиняют в "соблазне", к нему подсылают двух свидетелей, которых прячут за перегородкой, стараются зазвать подсудимого в смежную комнату, откуда оба свидетеля могли бы расслышать его, не будучи им замечены. Около него зажигают две свечи, чтобы точно установить, что свидетели его видят".
И. из К. при скрытых в своем доме свидетелях намеренно провоцирует Иешуа Га-Ноцри на высказывания, которые могут быть расценены как нарушение закона об оскорблении величества. Поэтому после слов о том, что "человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть", уже содержащих состав преступления, Га-Ноцри тут же арестовывают прятавшиеся в помещении стражники."
Вот. А уж какого дополнения жаждал от меня Флегматик, - того не ведаю.
|
Обыватель 15.10.2003 00:54:36 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Крузо |
|
Возможно, вы и правы насчет тройного значения светильников Иуды, - однако не есть ли это чрезмерное мудрствование? Само по себе оно мне нравится чрезвычайно, но...
Простите, Иуда в "МиМ" не производит впечатление человека, совершающего подлость, исполненную глубокого и даже в чем-то величественного сакрального смысла. А вот простенькая идея, что донос - проплаченый и спланированный - должен быть оформлен по всем правилам, мне представляется самодостаточной. Что, по всей вероятности, и было отражено в куске пергамента, который подал секретарь Пилату. Опять же, Иуда у Булгакова отнюдь не был учеником, имевшим время осмыслить слова Иешуа и признать или не признать его святым, да вдобавок решившим заодно и продемонстрировать твердость свою в вере - нет. Впервые встретил, тут же пригласил, зажег приготовленные светильники. Затеял беседу. Попросил высказать свой взгляд на государственную власть. Получил ответ. Вбежала стража.
Все. Задание выполнено.
Да, конечно, "признаю тебя святым, однако я в вере тверд и сдам тебя на растерзание властям" - красивше, и позволяет собрать в кучу все светильники из писания, - но вот не верю. Потому что: "Ни...за... - не своим, высоким и чистым молодым голосом, а голосом низким и укоризненным проговорил Иуда и больше не издал ни одного звука"
|
Фаня 14.10.2003 22:40:25 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: NN |
|
Я же спрашивала: как "называются железки во рту лошади, к которым крепится узда". Я знаю, что узда - часть сбруи - ремни с удилами.
Просто "трензель" - весьма специфичная деталь. Кстати, в трёх словарях - Даль (репринтный), Ожегов(1953), Ожегов & Шведова (1993) - даются разные дефиниции. Ещё раз спасибо!
|
Фаня 14.10.2003 22:13:18 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Cпасибо! |
|
Спасибо, милый NN! Конечно, ТРЕНЗЕЛЯ! Именно слово "трензель" я, как принято говорить, "знала, и забыла".
Лошадь закусывает трензель, "цепочку для удержания мундштука" (по Ожегову), а не кожаную гадость. Это я так понимаю. Клодт поместил всё это "железо" под язык. А под языком ничего "закусить" нельзя.
Спасибо!
|
NN 14.10.2003 21:08:35 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Закусить удила |
E-mail: naraz@tula.net
|
Из далевского описания можно предположить, что, закусывая удила, лошадь лишает их подвижности, и всадник не может уже давить на мягкие ткани рта, то есть управлять тем самым лошадью.
Метафора тут возникает, когда говорят про человека...
|
NN 14.10.2003 21:02:37 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Оно-оно |
E-mail: naraz@tula.net
|
УДИЛО (от уд?) или мн. удила, удильца, двузвенное железко, с одним глухим, а с другим, отстежным кольцом по концам; нащечные ремни уздечки пришиваются к кольцам; зануздывая лошадь, удила вкладывают ей в рот, и застегивают кляпышком. Лошадь закусила удила, ухватила их зубами, и понесла. Удильный, удиловый, к ним относящ. Удилища, удилища ср. мн. вост. поводья; верховой правит ими, а в упряжи, они подвязываются к дуге, и в кольца удил встегиваются вожжи.
Это Даль.
Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Удила, часть конской сбруи, деталь узды. Появились в конце бронзового века, когда лошадь стали использовать в качестве транспортного животного. Первоначально У. были мягкие, из сухожилий, вставлялись в рот лошади и ограничивались костяными псалиями. С конца 2-го - начала 1-го тыс. до н. э. появились бронзовые У. и псалии. В 7-6 вв. до н. э. распространились железные У. На Руси употреблялись железные двусоставные У. с подвижными кольцами на концах. Позднесредневековые У. отличались большой сложностью и изощрённостью, иногда богатой орнаментацией. Современные У. - двусоставные кольчатые
Это БСЭ
А Вы вспоминали, похоже, ТРЕНЗЕЛЬ м. немецк. удила уздечки, железко (не мундштук); двойные удила, или тонкая бечевка позади удил, которую лошадь не может закусить.
|
Фаня 14.10.2003 20:58:04 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: NN |
|
"Закусывают" не то и ваще нешто иным. Нет, это - слово, оканчивающееся на -арь или (во мн. ч.) на -арЯ. Удила, я понимаю, из кожи, а это железка с двумя кольцами, к которым(кожаные) удила крепятся. Представьте, "закусив удила" - если это кожа на языке лошади... Нет! Метафора - да, но реальная деталь - другое.
|
|