NN 04.07.2003 22:56 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Разъем-2 |
E-mail: naraz@tula.net
|
Сравнивая "разъем" с разнимать, мы наблюдаем чередовение jom/nim. Все ступени этого чередования имеют четкое объяснение. Начиналось с корня *em / im (точнее не скажу, к Фасмеру почему-то не пробиться; м.б., было и чередование). Перед согласным это сочетание перешло в "юс малый", или e носовое, затем превратившееся в -я- (разъять). Перед гласным звуки в основном сохраняли свои качества, то есть был гласный переднего ряда и носовой сонорный. В рез. возникло чередование яти - имати. Видимо, был (и остался в "объемлет") и вариант корня -ем-, который затем перешел в -ём-. Про наращение корня звуком -н- под влиянием приставок вън-, сън-, кън- я уже как-то писал. Так что в слове "разъём" корень -ём, что и покажет словарь морфем. Со словом "разнимать" (корень -ним-) этот корень имеет общий звук -м- и исторически объяснимое чередование. Учитывая грамматическую соотнесенность и длинный ряд фонетических аналогий, здесь не приходится сомневаться в наличии одного корня с чередованием -я--ем--им--ём-.
Вы, вероятно, подпали под влияние популярной одно время занимательной лингвистической загадки о "слове без корня". Однако эта загадка касалась слов с вариантом данного корня -я- ("взять"), который легко спутать с суффиксом глагола (типа "вз-" - приставка, "-я-" суффикс, "ть" окончание), однако она некорректна по указанным выше причинам.
|
mosquit 04.07.2003 18:03 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Crusoe |
|
Еще раз благодарю за краткую лекцию. Всё это звучит крайне интересно. Конечно, чтобы свободно оперировать методологическими понятиями, необходимо иметь солидный систематизированный запас конкректных исторических знаний, с чем у меня, прямо скажем, не очень . Но тупиковость "школьной классификации" следует прямо из принципа её построения - ведь новое неизбежно превращается в не очень новое ("среднее"), а потом и в древнее .
|
Grrub 04.07.2003 18:00 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Psion |
E-mail: ruben@pcmag.ru
|
-- это карманный клавиатурный комп., который, к сожалению, с производства снят. Так что, рассказывать о нем бессмысленно. На мой взгляд, это очень близко к идеалу. По крайней мере, после того, как он у меня появился, я от ноутбуков отказался совсем.
|
Crusoe 04.07.2003 16:58 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: ->mosquit |
E-mail: crusoe@on-island.net
|
Существует 2 подхода. Первый из них "стадиальный" или "универсалистский" (Морган, Маркс и т.д.). Это концепция единой линии мирового развития, западоцентрическая по своей основе. Второй - "культурно-историческая школа" (Вебер, Сорокин, Тойнби, Данилевский и т.д.). Это теория множественных цивилизаций, заявляющая наличие не единой универсальной линии истории, а многих линий, каждая из которых является относительно самостоятельной и обладает собственным историческим значением. Теория циклов Тойнби относится к второму подходу. На сегодня ни один из подходов не возобладал: сторонники стадиальной теории упрекают оппонентов в пренебрежении межцивилизационной диффузией (особено в наше время), в отсутствии увязки циклов в общую логическую схему и в смешении главного и второстепенного. Сторонники же теории множественности цивилизаций справедливо отмечают западоцентризм, подгонку всего многообразия всемирной истории под умозрительные ("тем хуже для фактов") схемы и явный дух идеи однозначной предопределенности всемирной истории у сторонников стадиальности. Истина, как водится, где-то между, но чтобы её увидеть, нужно ожидать рождения гения. Но есть парадокс: появление такой синтетической концепции ... изменит саму мировую историю, то есть исследование сделает другим сам предмет исследования... Что касается "школьной" классификации периодов, то, думаю, что её надо выкинуть на помойку и чем раньше - тем лучше. Это вообще не классификация, это методологический нонсенс. К слову сказать, вульгарный исторический детерминизм прошлых лет в наших школах цветёт и пахнет: на вопрос, почему Карлу I отрубили голову, мне было сообщено, что по причине нарождения класса буржуазии...
|
Дуб 04.07.2003 16:24 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Зануде (на 4th July 2003, |
E-mail: alfazet@list.ru
|
Я не понял, что в Вашем 3rd July 2003, 15:49:04 - самоцитата, подумал, что неверная цитата из документа. Да, <<в этом контексте разница между созданием и рождением не важна>>. Важно, что контекст требует правового понимания любого слова. Англ. equal и фр. eТgals означают <<равные в чем-то конкретном>>, контекстуально - перед Законом и законом. То, о чем говорите Вы, по-французски называется semblables, по английски - similar, т.е. <<одинаковые>>. Так что источник ошибки не в <<Декларации>>.
|
mosquit 04.07.2003 16:01 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Crusoe |
|
Спасибо! Если я Вас правильно понял, сами историки уже не пользуются "тупой хронологией", а если требуется указание на временной отрезок без привязки к чьему-то рождению/росту/надлому/распаду, то лучше использовать числительные (хотя и там нужна точка отсчета).
Значит, со временем устаревшая клаcсификация "древние - средние - новые - новейшие..." исчезнет и из учебников истории? Но это и есть если не разрушение, то по крайней мере вытеснение существующей классификации. В этом случае Ваш тезис не работает.
|
|