Буквоедица 03.02.2003 15:00 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Фиме Жиганцу. О коньке-горбунке |
E-mail: feigel@com2com.ru
|
Кобылица подарила Ивану двух отличных коней и конька-горбунка, который ростом был три вершка. То есть с небольшую собачонку. На первый взгляд - абсолютно бесполезное животное, вроде игрушки.
Поэтому кобылица и предупреждает, чтобы не взумал обменять на пояс или шапку.
Сравнительная стоимость шапки и снопа ржи мне неизвестна.
Тут ещё такой вопрос возникает: ржаной хлеб, действительно, называют чёрным. Но это когда он уже испечён. А в виде снопа рожь разве называли когда-нибудь чёрной? Она ведь совсем не чёрного цвета, а рыжевато-жёлтого.
|
Буквоедица 03.02.2003 14:47 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Фима Жиганец, спасибо! |
E-mail: feigel@com2com.ru
|
Спасибо за (д)жуки-пуки.
Я согласна с Вами, что Большой словарь жаргона плохой. Он какой-то вторичный: как будто авторы брали материал из книг и газет. И не делали попытки (а может, это и невозможно при таком способе сбора материала) отбросить окказионализмы хотя бы. Что попалось под руку - то и попало в словарь...
А Вы каким образом собираете материал?
А про чёрную бабку я подумала, как и Вы, что Иван - мальчишка, дурачок. Для него хорошая бабка - большая ценность. По своим детским воспоминаниям: играли в детсве во всяческие пёрышки, фантики, монеты и т.п. И везучая бита была огромной детской ценностью. В "Томе Сойере", помнится, какие-то шарики Том выменивал, некоторые были особо ценные.
А покрасить особую бабку, чтобы не перепутать с простыми, - тоже обычное дело. Когда теннисные мячики были супердефицитом, то на них даже инициалы свои писали, чтобы не обменять случайно на старый заигранный мячик.
|
Crusoe 03.02.2003 14:47 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Фиме Жиганцу |
|
Обещал, было дело. И даже нашёл цены на рожь, лошадей и шапки в 30-е годы 19-го века, но не выложил их на форум, поскольку дискуссия к тому времени завершилась. К тому же, результат весьма приблизительный из-за неопределённости в исходных данных.
Первую неопределённость вносит число снопов в бабке.
>>
Крест снопов, первая кладка их на жниве, бабка, суслон, крестец, стойка, копица, копушка; твер. десяток снопов, ниж. два десятка (две бабки); тамб. 13 снопов, по четыре креста на копну; местами 60, а в костр. 150 снопов.
>>Даль, ст. "Крест".
>>
Девять братьев под одной шапкой (бабка снопов). На четыре брата пятый вверх ногами посажен (бабка снопов).
>>Даль, ст. "Сноп".
>>
Сжатые колосья связываются в снопы, снопы складываются в суслоны. Суслоны спешат свезти с поля и поставить около овинов на гуменниках, где молотят хлеб, чтобы были снопы на глазах и под руками. Здесь снопы укладываются в кладь, которая бывает двух сортов: либо круглая, называемая одоньем, либо длинная, называемая собственно кладью. Кладь называют чаще скирдой, да и вообще, смотря по разным местностям, снопы складываются различно. Где кладут их лежмя, там такая кладка называется свинкой; поставленные стоймя делают кладь крестцом, или стоймя нижние, а верхние лежмя: это бабка. Количество снопов также по местностям различно: по Волге в суслон кладут по 20 ржаных снопов, по 15 яровых вместе и на один овин полагается там по 30 суслонов ржаного хлеба, по 40 суслонов ярового. Псковская кладь (по тамошнему "кладок") - 12 снопов ярового; господский крестец - 13 снопов, крестьянский -17 и 20, и вообще по четыре крестца на копну. Копны делают после кладки в крестцы, когда хлеб прочахнет и его не так много, чтобы складывать прямо в клади. У копен опять счет разный: в одних местах считают в них от 52 до 60 снопов, в других по 80 снопов озимого хлеба, по 100 ярового, а в лесных губерниях копной хлеба называют скирду в 4500 снопов. Впрочем, за способами учета и кладки хлеба можно прогоняться до утомления; пословица говорит святую истину: что город - то норов, что деревня - то обычай, что подворье - то поверье.
>>Максимов С., "Куль хлеба и его похождения", 1873 г.
То есть "бабка" - не один сноп, а несколько. Сколько именно - неясно, по Далю от 5 до 10, по другим данным и до 16-ти.
Зерно продавалось кулями по 9 пудов 10 фунтов. Стоимость 1 куля ржи - примерно 15 рублей. И здесь добавляется ещё одна неопределённость: обмолот со снопа. Возмём обыкновенный для средней полосы урожай сам-4 - это примерно 1 кг. зерна со снопа, то есть имеем 10 копеек за сноп. За бабку - от 50 коп. до 1р. 60 коп.
Результат, надо сказать, среднепотолочный.
Стоимость жеребёнка примерно 12 - 15 рублей.
Шапка: хорошая поярковая от 1 до 2 рублей, меховая - в самом широком диапазоне, например до 50 - 70 рублей за шапку из седого бобра.
Могу добавить, что "чёрная бабка" в значении "чёрная" - "заколдованная" (есть у Даля), кажется мне убедительной. Не кость чёрного цвета, но выигрышная, счастливая кость, источник радости и дохода.
|
Фима Жиганец 03.02.2003 13:31 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: |
E-mail: zhiganets@mail.ru
|
Дорогая Фаня,
вы не совсем правы, впервые "цирик" появился в лагерях Коми АССР. Цирик, как известно, это монгольское "солдат". Так иронически называли зэки охранников и обслуживающий персонал, который во многом состоял из аборигенов, разрезом глаз напоминавших азиатов.
Кстати, в тех же лагерях было много малороссов, из-за чего те же зэки иронически переименовали территориальную единицу - "Коми УССР, Хохло-Мансийский национальный округ".
|
Adada 03.02.2003 09:30 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: О маяках семиотики, (интер)лингвистики, филологии Средневековья, Возрождения... |
E-mail: justas1946@nm.ru
|
Не подскажете ли, какие имена и события по обозначенной в заголовке теме актуальны для включения в историческую таблицу-коллаж, представленную на http://adada.nm.ru/chron.htm
|
|