Слово за слово – 22/05/2003
Пиар, пиары, пиарщики…
Среди заимствований последнего времени есть и такие, что, попав на русскую почву, сразу пускают в ней корни и завоевывают все новые и новые языковые “территории”. К ним относится весьма популярное в наше время словечко “пиар”.
Услышав его, каждый прежде всего вспомнит термины политического арго: всем известно, что пиар, как и магия, бывает белым и черным. “Черным пиаром” обычно называют “вброс” в информационное поле сведений, компрометирующих того или иного кандидата в ходе предвыборной кампании, но чаще всего недостоверных. Впрочем, распространение, или, как теперь модно говорить, “слив” компромата – прерогатива не только политики; в условиях рынка тоже можно столкнуться с целенаправленным формированием
отрицательного общественного мнения о производящих компаниях, предпринимателях, товарах и услугах (“Толковый словарь современного русского языка: Языковые изменения конца ХХ столетия”). Примером “черного пиара” может служить и недавнее освещение журналистами работы Орфографической комиссии над новой редакцией правил правописания. Искусством “белого” пиара владеют рекламщики. Да и простые граждане любят “пиарить” себя и свои достижения.Как можно заметить, все известные сегодня значения слова “пиар” и его производных довольно далеки от первоначального смысла аббревиатуры
P.R. – “public relations”, “связи с общественностью”. Обычно словари называют пиаром создание “паблисити” (общественного резонанса) и положительного имиджа того или иного политического деятеля, либо представленного на рынке товара, фактически - рекламу. Но в “Толковом словаре иноязычных слов” Л.П.Крысина мы найдем трактовку “пиара” как системы информационных связей с общественностью, осуществляемых пресс-секретарями или специальными служащими тех или иных структур. А в “Кратком словаре современных понятий и терминов” “пиар” - это “сотрудник, чиновник по связи со СМИ и общественностью; пресс-секретарь отдела общественной информации учреждений и организаций и сама пресс-служба”. Для передачи этого значения уже появилось новое слово: “пиарщик”.Но пиар пиару – рознь. Дело в том, что у этого нового модного слова есть омоним. И найти его можно в автобиографической эпопее В.Г.Короленко “История моего современника”. Короленко вспоминает о поэме о детских годах в школе пиаров. Так вот, пиары (пиаристы) – это члены католического монашеского ордена, основанного в Риме в XVII веке Иосифом Калазанским (эту информацию “раскопал” Юрий Фролов,
Как говорилось в одном популярном фильме, ходишь, ходишь в школу, а потом – бац! и никаких “пиаров”, одни “пиарщики”. Но воспитать самого Песталоцци… Согласитесь, блестящая пиар-акция!
Ольга Северская
Радио “Арсенал” для газеты “Время МН”