Сейчас дом с химерами реставрируется. Говорят, что там будет резиденция президента Украины. Поселить главу государства в "доме с химерами" - это не всякая нация осмелится!
В начале XX века в Киеве любили строить "готические замки", замок Ричарда Львиное сердце на Андреевском спуске - только один из них. Городецкий тоже строил "готические замки".
Это лепные украшения замка барона Штейнгеля.
Городецкий эмигрировал в Польшу, потом переехал в Иран, где построил,
в частности, шахский дворец. Кроме архитектурного наследия, он оставил
книгу об охоте в Африке. В ней фотографии убитых им носорогов, жирафов
и прочих экзотических зверей. И дома свои он тоже любил украшать изображениями
животных и фантастических существ.
У меня, к сожалению, не было с собой фотоаппарата, а то бы я непременно сняла другой дом Городецкого (дом 23 по Гоголевской улице). Это дом с готической башенкой, разнообразными лепными украшениями, балкончиками. Особенно хороши два кота, по-видимому, пращуры Бегемота, и две совы. Фотографии декора этого дома имеются в книге "Киев Михаила Булгакова". К сожалению, дом приобрела какая-то адвокатская контора и ремонтирует: переделали один балкончик в простой прямоугольный, вставили евроокна (не всюду пока). Дом в плохом состоянии, без ремонта не обойтись, но сохранят ли они лепнину?
Памятник князю Владимиру на горке над Днепром. Говорят, раньше его крест был весь в лампочках, ночью с реки его издалека было видно.
В "Белой гвардии" крест памятника св. Владимиру упоминается шесть раз, в том числе четыре раза говорится, что он светится. Электрические лапмочки на кресте появились в 1895 году, а с 1853 до 1895 года св. Владимир был без лампочек. В 1918 году, по Булгакову, они еще были (В конце "Белой гвардии": "...Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла...")
Предложил осветить крест св. Владимира в 1888 году ученый садовник А.Осипов (из "Малой энциклопедии киевской старины" Анатолия Макарова). В этой же книге сказано, что первая киевская центральная электростанция на Театральной площади дала ток в конце 1890 года (она обеспечивала электрическое освещение только возле Оперного театра, да на Крещатике было 14 фонарей), а до этого, с 1880 года, были только домовые электростанции, поэтому, наверное, осуществление проекта так затянулось.
Деньги на этот проект дал гласный думы Могилевский. Еще на его деньги построено здание Педагогического музея (потом в нем был музей Ленина, а теперь Дом учителя) на Владимирской улице (проект арх. Алешина, это один из знаменитых киевских архитекторов).
С 1888 г. аллеи и залы Шато-де-флер (платный парк на месте нынешнего стадиона "Динамо" - это в начале подъема с Крещатика к Мариинскому дворцу, а на Владимирскую горку вход был бесплатный) освещались, как утверждает Макаров, электрическим светом собственного производства.
Университет св.Владимира. Раньше он был красный с чёрным цоколем (это цвета св.Владимира). Эта фотография сделана в 70-е годы. Видны руины взорванного во время войны Успенского собора. Сейчас он восстановлен. На этой фотографии видна та же самая надвратная церковь и колокольня лавры, что и на одной из старых открыток, только с другой точки, снаружи. Два шедевра Растрелли -- Андреевская церковь и Мариинский дворец в Липках.Название района Липки возникло после 1744 года, когда в этой местности посадили липовую рощу. В 1750 году там начали строить Мариинский дворец, а в 1756 г. -- Кловский дворец, в котором теперь Музей истории Киева. Местность эта, кажется, принадлежала Киево-Печерскому монастырю. С 1833 г., после вырубки липовой рощи и перепланировки, там стали строить особняки знати (даты из энциклопедического справочника по Киеву). В застройке принимали участие известные архитекторы, там и сейчас есть на что посмотреть, и знаменитых имен и культурных событий связано с этими местами немало.
В старину владельцев усадеб на Липках называли "липовой аристократией", но
смысла "поддельный" слово "липовый" тогда ещё не имело, и в этом выражении
хотя и была ирония, но совсем другая, чем слышим мы. (В словарях
липовый в значении "поддельный" появилось,
Детей липовой аристократии называли "липовым цветом": "Бог с ним, с этим 'липовым цветом', говорил Агин и стал отказываться от частных уроков, как ни голодал" - это из воспоминаний Маргариты Ямщиковой (урожденной Рокотовой), писавшей под псевдонимом Ал. Алтаев, о капризных детях "липовой аристократии".
"Богоматерь" - это икона работы Врубеля. Икона необычная. С ней связана романтическая история. В лике Богоматери современники узнали жену профессора Прахова, руководителя реставрационных работ. Это было непривычно, хотя и не противоречило канонам. Больше Врубеля не приглашали работать в храмах Киева.
Художники А.В.Прахов, К.Я. Крыжицкий, В.А.Котарбиньский и М.А.Врубель жили одно время в доме, расположенном в самом начале Андреевского спуска, рядом с Андреевской церковью.
"Нетрадиционная" Богоматерь говорит уму и сердцу так много, что от неё не хочется уходить.
А наверху, на хорах, есть настенная роспись, сделанная Врубелем. Тоже какая-то не вполне традиционная, я, во-всяком случае, такого сюжета не встречала. Я, правда, не знаток. Там изображены все апостолы, как обычно изображают "Тайную вечерю", но в центре не Христос, а Богоматерь. Апостолы - двенадцать совершенно различных людей, явно портреты чьи-то. Очень психологичные, выразительные. Я разглядывала их и пыталась угадать, кто есть кто и вспомнить его историю.
В Кирилловской церкви есть ещё росписи Врубеля. Сохранилось и несколько фресок XII века.
Вообще эта Кирилловская церковь какая-то особенно душевная. Что-то в древности люди понимали, а потом забыли. Она стоит на горке (впрочем, в Киеве почти всё стоит на какой-нибудь горке), поросшей лесом, так что её трудно разглядеть. Раньше прямо рядом с ней были огромные деревья, я их помню. А теперь некоторые спилили (видимо, погибли они) и остались широченные пни, вместо лавочек.
Эта церковь относится к Московской патриархии, в отличие от большинства, которые подчиняются Киевской. Тамошние хранительницы это особо подчеркнули, сразу опознав мою московскую речь.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Контрактовой площади на Подоле. XII век. Контрактовая площадь - это место, куда ведёт Андреевский спуск.
Житомирская улица. Церковь во имя Сретения Господнего. 1861г. Сейчас это Львовская площадь. Большая Васильковская улица. Подол. Александровская ул., церковь Рождества Христова. 1810 г. В 1861-м году тут отпевали Тараса Шевченко.
Церковь св. Иоанна Златоуста. Сейчас это площадь Победы.
Инга ЛЕНСКАЯ, газета "Бульвар"
31 мая на углу Крещатика и Прорезной состоялся "утренник" по случаю открытия памятника Паниковскому. Бронзовая статуя оказалась мила и изящна. Рост ее - около 194 см, и трепетная кисть на отлете, если подойдете к "профессиональному слепому" близко, украдкой скользнет к вам в карман. Еще в 1992 году в горячей середине журнала "Блин" веселым пузырьком взошла идея: студент КПИ Олег Когут в соавторстве с художником Евгением Тюриным изготовили мемориальную доску Паниковского и водрузили ее на углу Крещатика и Прорезной. Писатель-юморист Аркадий Гарцман в роли "великого слепого" торжественно вслепую переводил граждан через Крещатик. (31 мая он, кстати, повел за собой шествие). В прошлом году идею развил член редколлегии "Блина" ученый и журналист Валентин Могила, опубликовав в газете "Дейли-копейка" фото и заметку: а не сыграть ли на значимости для нас "земляка"-гусекрада? Откликнулся акционерный банк "Эталон" - его волей у богемы откроется еще одна тусовка. Плюс весельчаки, романтики, сочинители и влюбленные, что тоже хороши. Скульпторы В. И. Щур и В. И. Сивко придали всенародно любимому персонажу сходство с Зиновием Гердтом в роли Михаила Самуэльевича. И хотя устроители акции сдержанно кликали трогательную фигуру "парковой статуей", мне их творение легло на душу как гротескный и добрый памятник гениальному Актеру в Роли - две легенды в одной. Что до церемонии - здесь все от "парковой статуи". Вместо стилизованных тридцатых годов получилась нежная фамильярность восьмидесятых - некий пансионат с выдачей кефира на полдник да с кургузыми шуточками массовиков-затейников. Илья Ноябрев продавал жилетки-тросточки - "секонд-хэнд" персонажа и "в образине" О. Бендера возлагал к изножью Паниковского тарелочку с голубой каемочкой: "Могли бы и что-нибудь бумажное положить". Евгений Паперный озвучивал телеграмму Шуры Балаганова - внука из колонии: "Гирю пилю ежегодно, 31 мая. Высылаю две. Пилите, как я, пилите со мной, пилите лучше меня". Победу юмора над эстрадой закрепило... МВД шутейным приказом - за заслуги "сына" повысить лейтенанта Шмидта в звании, а Паниковскому выдать паспорт с адресом: Киев, Прорезная, 6. |
ТРЕТЬИМ БУДЕШЬ?Наталия ХОМЕНКО,30.05.2000, № 582 МЫКОЛУ ЯКОВЧЕНКО И ФАН-ФАНА ПОСАДИЛИ У ФОНТАНА C древнегреческих времен у артистов амплуа трагика считалось самым серьезным и почетным. А публика все равно упрямо любила комиков. Вот и в Театре Франко -- одна из самых легендарных и нежно любимых личностей за всю восьмидесятилетнюю историю франковцев -- Мыкола Федорович Яковченко. Сам-мый смешной, сам-мый трогательный. Шутка ли: уже двадцать шесть лет, как его нету, а публика до сих пор именно с его интонацией все повторяет фразы вроде: "Покроїв оце дівчаткам на платтячка, а вийшло -- на сарафанчики" ("Фараоны") или "...И, даст Бог, оба помрем, только она раньче, а я -- пожже" из фильма "За двумя зайцами", где Мыкола Федорович сыграл Прониного папеньку. И по-прежнему рассказывают легенды: о том, как отвечал Яковченко на вопрос, что делать с похмельем ("Это нэобходимо пэрэжить!") и как они с Амвросием Бучмой, увидев в открытое окно подвального этажа празднично накрытые столы и отсутствие хозяев, спустились в комнату и стали распивать и закусывать, за коим занятием и были застигнуты вернувшейся из загса свадебной компанией. И приняты были как самые дорогие свадебные генералы... Дорогая моя столица, теперь ты мне еще дороже: тебя так чудно украшают эти памятники истинно народным героям! Два года назад на День Киева открыли Паниковского, год назад -- Проню Прокоповну и Голохвастого. Мыкола Яковченко стал третьим. В смысле, третьим памятником из этой серии. (Во дает банк "Эталон"!) Сидит себе на бронзовой лавочке у фонтана в скверике под Театром Франко, на своем любимом месте; рядом верный друг Фан-Фан -- такса ("А ти, Фанфадя, зачини за ним двері", -- говаривал хозяин.) С газеткой в руке, в "бабочке", кепочке и сандалиях на босу ногу. Говорят, когда за день до открытия его привезли на место, первым подошел какой-то нетрезвый мужичок. Подсел на лавочку и долго-долго что-то "втирал" старику. Следом вышли гулять собачники: местные пудели и болонки тут же подскочили обнюхивать таксу. Никто не сказал "скульптура". Все говорят: "Ти ба, Микола Федорович!" На лавочке отлита надпись "народный артист". Это не ошибка, хотя и был Мыкола Федорович официально всего лишь заслуженным. "Народный" -- это не звание. С этим надо родиться. |
Это персонажи из любимого киевлянами фильма "За двумя зайцами".
Памятник Шолом Алейхему поставлен еврейской общиной, а не банком,
как три предыдущие скульптуры.
Источник:
Текст, фото и сканирование © Буквоедица,
2002-2003
Оформление © Арнольд,
2002-2003