Более менее понятно что женщин там просто не могло быть - если только это не были действительно языческие постройки. Я не знаю в какой момент женщинам было позволено входить в храм - это могло случиться сильно позже, но точно знаю, что когда позволили, то они должны были делать это через отдельную дверь и оставаться "на своей территории".
спасибо за разъяснения. Немножко понятней стала эта древняя жизнь. Я же видела этих ультраортодоксов, которые готовы терпеть всяческие неудобства, лишь бы не отступиться от буквы Закона. Одеты они были тогда по-другому, но, наверно, были такие же упёртые, если не хуже.
Да наверное это просто от того, что обычные приношения ( читали ведь - овцу, козла, меру зерна) заменили на всеобщий эквивалент. Когда это произошло я не знаю, но думаю именно тогда, когда деньги были изобретены. До того все точно по Торе - сколько нужно отдать Левитам, сколько себе оставить. Все расписано до последней меры... А уж Левиты должны были отделить от принесенного и сжечь на алтаре то, что богово, забрав остальное себе и семье. Даже указания где что из принесенного есть положено и какую именно часть от животного надо забрать себе, а какую - сжечь дабы фимиам ( можете представить себе эту вонь???) вознесся куда надо... И какое же облегчение было это введение всеобщего эквивалента! Я-то думаю, что это был огромный скачок-отступление от правил Торы, как бы начало реформаторства... С этой точки зрения Христос может рассматриваться как, одновременно, борец с реформой (выгнал деньги из Храма), и реформатор ( по многим другим параметрам - например всеми принятое Суббота для человека, а не человек для Субботы - что на самом деле трактуется слишком свободно и я не обязательно согласна).
Менялы сидели ещё для продажи голубей, которые также использовались для приношений левитам. Матф. 21:12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей Очень содержателен комментарий на этот стих у проф. Лопухина (http://lib.ru/.../matfei.pdf стр. 302) Привожу его в картинке (55 кб)
Способ расплаты жёстко зафиксирован в священных текстах: Лев. 5:15 если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности; И это не просто абы какой сикль ("вес", ныне шекель), а священный, то есть сикль в двадцать гер (Исх. 30:13). Римские монеты на это не годились -- там масса была отличной от стандарта. К тому же на них было изображение кесаря, а это входило в противоречие с заповедью "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу" (Исх. 20:4). Всё это -- совершенно фундаментальные для иудея принципы, и потеря комиссии на входе-выходе была для них на втором месте.
Про монополию понятно. Непонятно, зачем прихожанину идти в храм с государственной валютой, обменивать её там на храмовую, а на выходе производить обратную операцию, дважды теряя на комиссии. Зачем в храме деньги? Я, правда, представляю себе более-менее только современный христианский храм. Там можно положить в кружку пожертвование, купить свечку, крестик, образок и другие аксессуары. Это же мелочь! За что надо было приносить священнику выкуп? Просто как входная плата, что ли? Или за отправление каких-то обрядов? Но это же тоже мелочь. Обрезание, видимо, делали на дому, а не в храме. Кадеш - тоже. И вряд ли за деньги. Не вижу, на чём тут можно делать бизнес. А Христос разогнал менял, видимо, просто потому что они вели себя развязно. Нигде не сказано, что он хотел как-то изменить существующий порядок, зато сказано, что его царство не от мира сего.
+++ Но какой прок от денег, которые не могут выходить за пределы храма? Их не становится ни больше, ни меньше, сколько сами начеканили - столько их и есть. +++ Однако же они переходили из рук в руки. Священнику полагалось в ряде случаев (подробно прописано в Пятикнижии) принести выкуп серебром, при этом количество чётко указывалось в сиклях. При выходе из храма левит обменивал "храмовое" серебро на обычное, с изображением кесаря, и уже этим серебром платил подати и кормил свою семью. То, почему Иисус восстал против такого, уже ставшего обычным, порядка вещей -- особь статья.
Но какой прок от денег, которые не могут выходить за пределы храма? Их не становится ни больше, ни меньше, сколько сами начеканили - столько их и есть. Прок очень большой -- в условиях монополии в момент обмена светских денег на чистые и обратно можно очень сильно поживиться. И, кажется, акт выгоняния менял из храма был чуть ли не единственным насильственным актом со стороны Христа в его биографии, приведённой в толстых книжках. Видимо оно того стоило. В рок-опере, правда, он всех там разогнал -- не только менял, но даже и проституирующих симпатичных особей женуского пола. Я не осуждаю, конечно, но отношусь к этому с неодобрением, как к искажению первоисточников.