Николаю. Я недавно видела подобный же словарь петербургских словечек и выражений. Полистала, но не купила почему-то... К 300-летию выпущенно много книг о Петербурге. Пыляев, петербургские мифы... Но для меня это чистая информация, а аромата не чую. Совершенно чужой город.
А ведь ещё есть басма - краска для волос. Обычно ею красятся восточные женщины.
++ Басман--дворцовый, казенный хлеб; в Москве Басманная слобода дворцовых пекарей; басман -- круглый хлеб с басмой (отпечатком) на верхней корке; ср. "вяземские пряники" ++"Ономастикон" Веселовского
++ По данным ЭСРЯ под ред. Шанского (со ссылкой на Срезневского) "басма" отмечается в памятниках письменности с 1589. ++
Но: ++ Басман, Басмановы: Данило Андреевич Басман Плещеев [см. Плещей], взят в плен под Оршей в 1514 г.; от него-- Басмановы; Басман Григорьевич Кислянский [см. Кисленский], 1596 г., Тула ++"Ономастикон" Веселовского
***Термин "басманное правосудие" возник от названия Басманного суда*** Да здравствует наш суд - самый Басманный суд в мире! (почти из "Кавказской пленницы")
Цитата из http://kuking.net/8_630.htm +++ДВОРЦОВЫЙ ХЛЕБ ESH ES SERAYA (PALACE BREAD) Разогреть 0.5 фунта меда с 0.25 фунта сахара и 0.25 фунта сливочного масла до загустения. Добавить 4 унции раскрошенного белого хлеба. Отварить все в сотейнике, вымешав в однородную массу. Переложить в мелкую круглую форму для пирога, остудить. Холодную массу нарезать треугольниками. Подавать с топлеными сливками.+++
В.П.Сомов в "Словаре редких и забытых слов" приводит пример употребления из Карамзина: "София убедила Иоанна не встречать Послов Ордынских, которые обыкновенно привозили с собою басму, образ или болван Хана" и поясняет: +++ тат. басма --- отпечаток на воске ноги властелина (при грамоте), заменяющий печать. Название это получено от глагола басман (тат.) --- давить; басма --- это также слой воска в ларчике, с выдавленным отпечатком ханской босой ноги +++
Об этом же пишет БЭС: +++ БАСМА (байса, пайцза) <...> пластинка, выдававшаяся монголо-татарскими ханами в 13--15 вв. как верительная грамота+++
Какая бы версия ни была правильной, в любом случае первоисточник один и тот же: тюркск. basma --- 'след, отпечаток' < bas- 'оставлять отпечаток ноги' < 'давить, наступать ногой' > 'печатать' > basma 'набойка, печать, чекан' (ср. тур. basma --- 'набойка, ситец, миткаль')
Отсюда же, в конечном счёте, происходят: "басма" --- 'след лошадей на росистой траве' (в старых говорах юго-запада Сибири) укр. б'асма --- 'набивной холст' болг. басма --- 'ситец' с.-х. б"асма --- 'магическое слово, заклинание'
Интересные сведения про др.-русск. "басма" приводятся в словаре Дьяченко:
+++ Басма --- татар. = тиснение, изображение, снимок; от глагола басмак (basmak) --- бить, чеканить (Карамз. VI, прим. 208). Некоторые думали, что это был образ, болван, статуя ханская. Карамзин держится этого же мнения. Слово басма ни в каком случае не может иметь такого значения; сверх того, татары исповедывали магометанскую веру, которая запрещает всякие статуи. Приезжавшие к русским великим князьям ордынские послы, обыкновенно, привозили с собой басму. Навстречу им великие князья выходили пешие из города, кланялись им, подносили кубок с кумысом, а для слушания ханских грамот подстилали под ноги чтецу соболий мех и преклоняли колена. Выражение "басма лица ханова" показывает, что это был просто портрет ханский. Китайские императоры точно таким образом посылали народам, кочевавшим в нынешней монгольской степи, свои портреты и заставляли их вождей воздавать этим изображениям ту же честь, как бы себе самому; басемными [так в тексте. --- Н.] изделиями назывались кожаные или металлические, когда на них были оттиснуты изображения, слова или фигуры. Басменные бывали нередко оклады книг, по преимуществу богослужебных; в описи 1642 г. означены Троицкой Сергиевой лавры евангелия --- апракос на харатье, евангелисты серебряные басменые золочены; евангелие тетр писменое, евангелисты "выбиваны басмою", книга псалтырь "оболочена кожею красною, басмы золотные".
<...> Басменное дело было собственно тиснение, печатание, для чего и лили медные басмы, отливочные басменные образцы, род штампов, которыми вытискивали различные узоры и травы. В старину были в употреблении басменные кожи и сафьяны, которые без всякого сомнения делались посредством тиснения. Басменные металлические медные и серебряные оклады на евангелиях, крестах и иконах по легкости изделия и по дешевизне весьма были распространены в древней России. +++
Термин "басманное правосудие" возник от названия Басманного суда, находящегося, как я понимаю, в окрестности одноимённых улиц, переулков и тупика. Аналогичным образом в своё время было образовано прозвище жившего на Новой Басманной П.Чаадаева --- "басманный философ", о чём рассказывает Елистратов в "Языке старой Москвы" (ещё раз спасибо Буквоедице). Улицы с такими названиями появляются в XVII в. на месте Басманной слободы (например, название "Новая Басманная" возникло не ранее 1640-х гг.: по переписи московских дворов 1638 г. оно ещё не упоминается).
О происхождении названий имеются две версии.
По одной версии, название произошло от "басман" (Даль: "дворцовый или казенный хлеб"); басманниками называли дворцовых пекарей, жителей Басманной слободы. Этой версии придерживается П.В.Сытин. Г.Дьяченко пишет в "Полном ц.-с. словаре": "Басман --- казенный хлеб, который пекли дворцовые басманники. Басма на турецком и татарском языках значит оттиск, отпечаток, отсюда басмить --- делать оттиск, отпечаток на чем-либо; отсюда и басман, круглый хлеб, на верхней корке которого басмились разные фигуры".
По другой версии, басманниками именовали серебряных дел мастеров, и именно они населяли дворцовую Басманную слободу. Этой версии придерживается Фасмер: +++От басм'а "металлическая оправа икон" произведено русск. басменное дело, басменщик. Улица, на которой жили басменщики, называется Басманная+++
БЭС о "басме" в знач. 'тонкие листы металла (большей частью серебряные) с тиснеными узорами' говорит: "Басменное тиснение было распространено в России в 13--17 вв." В.В.Виноградов пишет: +++басма --- 'узорчатый чеканный металлический лист' --- получила широкое распространение по полям икон с XV--XVI вв.+++ По данным ЭСРЯ под ред. Шанского (со ссылкой на Срезневского) "басма" отмечается в памятниках письменности с 1589.