автоматизированного: автомобиль можно разобрать. А вот собрать, даже из готовых деталей... Многие смогут показать, где в тексте применяется пресловутое остранение. Но очень немногие смогут применить этот приём для создания собственного текста так, чтобы это не выглядело малограмотным и нелепым.
+++ связь между устройством и автоматом (чистые гипероним - гипоним). +++ Ой, не чистые! Автомат бывает не только Калашникова или газировки, но и конечный, марковский, Тьюринга... В конечно случае это некоторая модель с конечным числом состояний, которая ИНОГДА функционально может быть реализована в виде устройства. Броузер -- тоже автомат, реализованный в виде программы. Но устройством его назвать сложно. Опять же "устройство" - термин многозначный. Бывает электронное устройство и устройство ядра атома. Скажете, придираюсь? "Ну да, конечно!"
Речь шла, скорее, не о восприятии масскульта, а о создании продукта массового потребления, т.е. о наборе приёмов, которыми может пользоваться автор подобных сочинений и о материале для них, о ремесле писателя-беллетриста. Похоже, формальная школа вообще и Шкловский в частности разработали таковой набор приёмов и указали на пригодные материалы. Не видел у самого Шкловского, но помню, что Тынянов в чьих-то воспоминаниях рассказывает о том, что Шкловский желал уметь собирать-разбирать произведение, как автомобиль. Автомобиль так и остался непознанным (то есть по-прежнему непонятно, почему один едет, а другой нет), но велосипед сделать вполне... Я ловлю себя на мысли о мировом заговоре: где-то по чердакам и подвалам сидят выпускники литфаков, владеющие формальным методом и скрипят перьями. А потом мы наблюдаем изобилие детективных, любовных и фэнтезийных тёток и мужиков (почему-то авторесс больше...) на полках. Интересно, если бы молодые посетители семинара Венгерова знали, что они породят - продолжили бы сокрушение основ?
До дискуссии дело не дошло, впрочем. А искать - да, сложно. Наличие собственного дневника чуть помогает.
Про общее замечание - связь между "простым химическим соединением" и "продуктом автоматизированного производства" не кажется мне столь прямой, как связь между устройством и автоматом (чистые гипероним - гипоним).
А вот к какой-то базовой метафоре, с помощью которой Шкловский проделывал все свои штучки, это, по-моему, приближает.
А массовая культура как раз на автоматизированном восприятии и держится.
++ Помимо всего прочего, у кадета Биглера была скверная привычка оправдываться: он старался убедить каждого, что у него только благие намерения. .... Напротив спящего кадета сидели Матушич с денщиком капитана Сагнера Батцером и все время играли в "шестьдесят шесть". -- Stink awer d'Kerl wie a'Stockfisch / А воняет, парень, словно треска/,-- сказал Батцер, который с интересом наблюдал, как спящий кадет Биглер подозрительно вертится,-- mus d'Hosen voll ha'n / Наложил, должно быть, полные штаны. -- Это с каждым может случиться,-- философски заметил Матушич.-- Не обращай внимания. Не тебе его переодевать. Сдавай-ка лучше карты. .... Швейк не видел в бригаде кадета Биглера, потому что тот уже свыше двух часов сидел в офицерском ватерклозете. Можно смело утверждать, что кадет Биглер в подобных местах, никогда не терял напрасно времени, так как повторял в уме все славные битвы доблестной австро-венгерской армии, начиная со сражения 6 сентября 1634 года у Нердлингена и кончая Сараевом 19 августа 1888 года. Несчетный раз дергая за цепочку в ватерклозете и слушая, как вода с шумом устремляется в унитаз, он, зажмурив глаза, представлял себе рев битвы, кавалерийскую атаку и грохот пушек. ++
..есть же какая-то там коллизия в том, что Менделеев говорит о водке, как о простом химическом соединении, то есть до некоторой степени примитивном продукте автоматизированного производства, а главную его функцию видит в деавтоматизации восприятия...
Учитывая, что именно Шкловский описал механизмы создания беллетристики (в смысле продукта для легкого чтения), это весьма подходит... Формальная школа - колыбель массовой культуры!
Кстати, где можно посмотреть дискуссию об Алоизии? ЖЖ меня откровенно пугает: как там чего найти - не ведаю.
Есть другие люди, которые согласны с тем, что незваная непристойность оскорбительна и потому достойна порицания... Но существует два рода ситуаций, когда непристойность может быть эффективной именно в силу своего неприличия: соблазнение и забава. При соблазнении непристойности могут использоваться в качестве рекламы своего товара. Это искусство эксплуатации природной красоты. Непристойность для забавы - это сатира на испорченность, а сатира - это хирургический смех, вскрывающий нагноения хитростей тела и человеческих отношений. Следовательно, непристойность для забавы делает жизнь менее непристойной. (...) Но сатира отличается от непристойности как выражения бунта: "Я хочу сказать эти грязные слова, и посмотрим-ка, что будет написано на ваших лицах, насколько вы держитесь за вашу благопристойность, перестанете ли вы меня любить за это, вы, свиньи". Точно так же юмористические поэмы времен Реставрации о триппере и Великом Сифилисе, по-видимому, неизбежных и неизлечимых для гуляк тех дней, отличаются от жалостливых и слюнявых писаний на ту же тему некоторых современных авторов. Непристойности наиболее противны, когда принимаются всерьез произносящим или слушающим их. Если они произносятся шутливо, а не швыряются в лицо, как гнилые апельсиновые корки, читатель или слушатель волен либо разделить забаву, либо уклониться и сказать: "Мне это не нравится". Каламбуры, шутки, лимерики - излюбленные способы забавляться непристойностями. К сожалению, количество возможных каламбуров, которые можно придумать вокруг шести основных непристойных слов, ограничено, и все они давным-давно придуманы. Количество возможных неприличных шуток больше, но значительная их часть также восходит к давним временам, поскольку сотни миллионов студентов провели сотни биллионов часов в сотнях тысяч таверн за последние столетия.