<<Трубы и дворцовые колокола. Р ы н д ы входят и становятся у престола; потом б о я р е; потом с т р я п ч и е с царской стряпней; потом ближние бояре; потом сам царь Борис, в полном облачении, с державой и скипетром. За ним ц а р е в и ч Ф е д о р. Борис всходит на подножие престола. >> А. К. Толстой "Царь Борис"
<<30 ноября рукопись четырёх действий ["Царя Бориса"] была отправлена в редакцию "Вестника Европы", с указанием, что пятое будет присоединено к корректуре. В тот же день Толстой просил Костомарова посмотреть - нет ли в речах Мисаила и Григория каких-либо языковых промахов.>> Из примечаний И. Ямпольского к 4-х томнику.
новый взгляд. ++ К древней архетипической традиции относится, по всей видимости, обычай бросания шапки на землю. Вот как поется об этом в ритуальной припевке "под-драку":
Утаман снял серу шапку, На дорогу положил. Вынул ножик из кармана И сказал: "Не побежим!"
В боевой артели шапка, брошенная на землю являлась клятвенным жестом "умереть, но не отступить", не выходить из сражения до конца. Очень близкий по смыслу ритуальный жест мы встречаем в обычаях донских казаков: "Инициатором похода мог стать любой казак. Для этого он выходил на площадь казачьего селения, снимал шапку, кидал ее на землю и сообщал обступившим его товарищам о своих намерениях. Те, кто хотел участвовать в замышлявшемся походе, бросали свои шапки рядом с шапкой оратора и становились около него. Так набирались внушительные партии отважных "гулебщиков"".
Шапка воина, выражавшая его статус и символизировавшая его принадлежность к сословию бойцов, в обрядовой ситуации могла замещать человека, представляя его в формируемом отряде. Видимо, в связи с этим ритуальный действием сложилась поговорка "шапками закидаем", что, вероятно, означало "нас собирается на бой очень много, у нас явно численное преимущество". ++Базлов Г.Н., "Традиции костюма кулачных бойцов."
Наверное это самый меерзкий и самый коварный вид преступлений в глазах людей. Ведь недаром по Данте отравители попадают в ад ещё ДО своей физической смерти.
О пуде соли. В год человек съедает около 8 кг соли. Два человека - 16 кг. Т.е., что бы хорошо узнать человека надо с ним год питаться вместе. Это у нас, а у греков - больше 3,5 лет. ============================== "Даль так различает: <<фабриками зовут такие заводы, где огонь (накалка, плавка, варка) не занимает первого места.>> "
Я себе представляю, какой огонь бушует, какой накал, какая плавка и варка творится на ... конезаводе. =============================== Об Анчаре и вообще ядах в литературе. Ну просто бездонная тема. Настоящий клад для литераторов. Сколько замечательных примеров её использования. Когда я преподавал у студентов, то любил их неожиданно спросить: "А чем отравили Валентину де Вильфор?" "А что вкололи Джеймсу Бонду в конце "Из России с любовью"? (а потом ещё ввели несущесвующий антидот ...)" "А в каком произведении втречается упоменание о "страшном" яде "ярь медянка"?" Народу это оченно ндравилось. Особенно когда разбирали ляпы писателей.
делаем разницу между "фабрикой" и "заводом?" В словаре так: ++ ФАБРИКА 1. Предприятие, изготовляющее обычно товары легкой и пищевой промышленности. ЗАВОД 1. Промышленное или промысловое предприятие, обычно крупное. ++
Но в истории упомянута Екатеринбургская казенная механическая фабрика и Сормовская машиностроительная фабрика, а, например, "ликёро-водочный" - только завод, "ткацкая" или "мебельная" - только фабрика. Закономерности не улавливается.
++Значит ли это, что выражение было слишком известно, чтобы включать в сборник?++ Это загадка. Даль не включил этот фразеологизм и в словарь. "Шапки" появились только в бодуэновском издании.
А вот ещё одна находка: <<- Батюшка ты мой! - завопила она, - дитятко ты мое... что ты такое затеял? не погуби нас, горемычных, батюшка! Ведь он тебя убьет, голубчик ты мой! Да прикажи нам только, мы его, озорника этакого, шапками закидаем...>> И. С. Тургенев "Три портрета",впервые опубликовано в "Петербургском сборнике" в 1846 году.