Я бы этому сайту не совсем доверяла: список использованной литературы там достаточно красноречив, а статью о болотной кикиморе мы здесь, ежели захотим, тоже можем написать по собственным представлениям и будем считать за доказательство. А вот то, что у Соловьёва кикиморы к русалкам причислены, - это намного серьёзнее. И очень интересно, почему идёт смешение между водными и лесными сущностями и почему русалки с деревьев падают (вариант "созрели" не предлагать).
E. Cobham Brewer 1810-1897. Dictionary of Phrase and Fable. 1898. Nightmare (A). A sensation in sleep as if something heavy were sitting on our breast. (Anglo-Saxon, mara, an incubus.) This sensation is called in French cauchemar. Anciently it was not unfrequently called the night-hag, or the riding of the witch. FuТseli used to eat raw beef and pork chops for supper to produce nightmare, that he might draw his horrible creations. (See MAREТS NEST.) "I do believe that the witch we call Mara has been dealing with you."--Sir Walter Scott: The Betrothed, chap. xv.
Там же: To find a mareТs nest is to make what you suppose to be a great discovery, but which turns out to be all moonshine.
The American Heritage Dictionary of the English Language: MareТs nest 1. A hoax or fraud. 2. An extraordinarily complicated situation.
Неожиданно нашла вот что (к вопросу о курином боге против кикиморы, ворующей кур):
E. Cobham Brewer 1810-1897. Dictionary of Phrase and Fable. 1898. Keys of stables and cowhouses have not unfrequently, even at the present day, a stone with a hole through it and a piece of horn attached to the handle. This is a relic of an ancient superstition. The hag, halig, or holy stone was looked upon as a talisman which kept off the fiendish Mara or night-mare; and the horn was supposed to ensure the protection of the god of cattle, called by the Romans Pan.
Обывателю: <<морок>> как отдельное имя для предвещающего смерть страшного сна я, кажется, не встречала, но в таком употреблении слова ничего странного не нахожу: если морок вообще связывается с наваждением или галлюцинацией (от которых понятие <<сон>> не далеко ушло), то ничто не мешало этому слову в данной местности отбросить другие смыслы и начать употребляться только по отношению к одному определённому типу сновидения. И, кстати, сны такие (тяжёлые и гнетущие, где видишь себя со стороны) у самых разных народов считаются дурными и предвещающими смерть. Источников сейчас не вспомню, но на такие упоминания набредала неоднократно (в чём-то этнографическом и у кого-то из обобщателей типа Фрэзера-Юнга-Проппа).
Скрипсу:достойной загадке о способах появления подвида <<кикимора болотная>> я уже пыталась здесь предложить разгадку (20th November 2003, 19:26:19): <<Может, мутация домашних кикимор? Ну извели когда-то одну, она на болота подалась, там и размножилась. Бородавками>>. А по поводу белорусской мары=мечты -- это снова к вопросу о родстве понятий мечты, сна, видения, иллюзии, галлюцинации, наваждения, обморока, смерти и прочего. Из общего значения <<нечто неясное, воспринимаемое разумом как не принадлежащее видимому миру и/или выводящее за его пределы>> значение <<мечта>> можно выделить с лёгкостью. А вообще откуда-то смутно помню (снова без ссылок) параллель между обсуждаемой марой и индусским Марой. То есть вроде марево с обмороком приходятся родственниками тому самому, который искушал наваждениями Гаутаму при сидении оного под деревом бодхи.
А ещё в ряду <<кикимвры, кикиморы, шишиморы, шишиги>> в реплике Говоруна мне зацепило глаз слово <<кикимвры>>. Кимвры-то были германским племенем... С языком из серии индоевропейских... И если, по Афанасьеву, нечисть имеет отношение к душам усопших предков, то для появления кикимор вполне достаточно допустить наличие одного заикающегося среди тех, кто поминал кимвров как предшественников .
Похоже, на оффтопный форум народ почти не заходит, повторю здесь. Атяпа, по многочисленным просьбам форумлян, на своем сайте разместил информацию о днях рождения http://atjapa.narod.ru/bd.htm -- но список явно не полон (здешней публики там почти не видно). Дополнения, как понимаю, принимаются (Атяпа добрый, сказал, что всё добавит). И еще: у нас на Реге можно проверить, поменяв в компьютере дату (на любую из списка) и обновив страницу.
Мне вспомнилась одна статья, в которой рассказывалось о формах общения в Интернете. Дальше - почти цитата (не дословно, однако намеренных пропусков нет): "В Интернете существуют три формы общения. Начнём со второй".
Да, вместо "первая" надо читать "вторая." И наоборот.
Тут нашёлся сайт с Мифологической Энциклопедией (http://myfhology.narod.ru/monsters/index1.html) - там кикимор строго разделяют на болотных и домовых. И там же изображены весьма аппетитные русалки... Насколько я понимаю, у русалки, как минимум, должен быть красивый голос, чтобы заманивать. Впрочем, по Соловьёву, они "падают с деревьев" - возможно есть подвид древесный и водный. Наяда унд дриада, тесезеть...
Кстати, я читал, что романтизированный образ русалки - прекрасной девушки - это западноевропейское заимствование, а в фольклоре русалки были покрытыми мехом и страшными...