В том-то и дело, что мне кажется негодным определение, зависящее от "определятеля". Побудительные мотивы с точки зрения внешнего наблюдателя вторичны, они выявляются с той или иной точностью по действиям и высказываниям. Наблюдатель, который что-то истолковывает, уже не наблюдатель, человек по сути своей объективным не может быть.
"Шли аз, буки, веди по дорожке, Нашли книжку, А в этой книжке было написано: Шли аз, буки..." [ДС, с. 89].
"Дело было вечером, Делать было нечего. Сидел на пню, Ел лапню. Подбежал татарин, По уху ударил. Я повел его к судье. - Судья, рассуди наши дела! - Как было дело? - Дело было вечером..." [ДС, с. 91].
++"У попа была собака"... На народное творчество не похоже++ Почему же не похоже. Это один из видов докучных сказок. Мария КОВШОВА в статье "У попа была собака" http://www.hrono.ru/text/ru/kovshova01.html приводит ещё несколько, например: Ваня в стульчике стоял, воду ковшиком черпал, Стульчик вдруг под ним сломился, Он в ушате очутился. О, придите кто-нибудь - Ваня может утонуть: Он на стульчике стоял, Воду ковшиком черпал...
+++отказаться от использования в определении душевных свойств+++
Отчего же! Другое дело - кто и как их будет оценивать. На ум приходит известная шутка о трёх кандидатах на выборную должность; на каждого предлагается некоторая объективка. На первых двух - пробы негде ставить, а третий - весь из себя положительный. Третий - это Гитлер, а первые двое - Рузвельт с Черчиллем.
Не сказать (обозвать), но дать определение блондина. В сообществе, заселённом сплошь блондинами, трудно разработать такое определение.
(с)"Блондин - это неудавшийся брюнет"
Забавно, что термин "И." имеет сейчас ругательное значение как среди людей интеллигентных, так и не-интеллигентных. Но - разное значение. А вот термин "интеллигентный человек" ругательством не является. По крайней мере вызывает гораздо меньше подозрений.
Угу. И сказать блондину, что он блондин имеет право только лысый от рождения. Спасибо, однако. Вы дали еще один веский аргумент, чтобы отказаться от использования в определении душевных свойств.
"Я помню перьев томный трепет, Янтарь лукавый vis-a-vis, Чуть слышный шорох, нежный лепет И жаркий пух твоей любви*. Тебя настичь мечтал тогда я, Чтобы, крылами осеняя, Среди пухов нащупать то И после... понимаешь что. То не вернуть, то было прежде. Меня ты, друг, не поняла. Но знай, что нет и тени зла В моем воспоминанье нежном". Так думал юный петушок, Сгребая сизый потрошок. _________ * Эвфемизм, разумеется (ред.).
Киевлянке. Нету в "памятнике" не только действительного студента, но даже и действительного статского советника! Есть действительные числа и действительный залог.
Сегодня в передаче ГПР был задан вопрос Откуда взялась песенка "У попа была собака". У Мокиенко нет. И у Михельсона нет. Странно... Помнится, были пародии на эту тему. Но откуда взялся оригинал? На народное творчество не похоже.
+++ Определение может быть основано на: 1)Внутренних побуждениях, душевной конституции и т.д. 2)Высказываниях 3)Действиях 4)Внешнем облике +++
Да! И блюсти соответствие индивида вышеперечисленным критериям должны не интеллигенты, а личности цельные, не подпадающие под определение И. ни по одному из пунктов 1-4. А то что же это получается?! Интеллигент - это человек, изгнанный из сообщества интеллигентных людей за интеллигентность??
"Чтобы понять, что такое жизнь, мы, врачи, должны всесторонне исследовать явление смерти." (с) Хармс