NN 04.08.2003 01:57:43 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Следы цивилизации |
E-mail: naraz@tula.net
|
Про Белую Русь - ведь вот что любопытно: похоже, самопонимание Северо-Запада (Новгорода и Пскова) как Белой Руси дожило-таки до конца XIX века, если крестьяне записывались белорусами. Интересен, конечно, порядок записи - национальность называлась самим опрашиваемым или предлагался список на выбор; да и что именно имелось в виду под этим - все один большой вопрос. И тем не менее - предполагать связь можно.
А правда ли, что Татищев варягов ("русь"), пришедших володеть, считал предками будущих карел? Я в ученичестве книжечку с подобной увлекательной гипотезой читал, и автор на Татищева ссылался, да вот входить в подробности все как-то было недосуг.
|
Crusoe 04.08.2003 00:25:11 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: ->Grrub (3) |
E-mail: crusoe@on-island.net
|
Для меня это более чем удивительно. То, что сев на корабль и проплыв достаточно далеко, можно увидеть кого-то чуть ли не с пёсьей головой, понятно. Но то, что в паре вёрст от тебя начинается терра инкогнита - не просто удивительно. Это фантастично. Однако - так было. К сожалению, вторая цивилизация погибла - вернее, была принудительно перемешана с первой, дав странный гибрид, в котором мы живём, но ещё не разобрались. Вторая цивилизация не оставила собственных памятников - мы знаем о ней по переложениям исследователей первой цивилизации, искажённым, неточным и предвзятым. Вот и "Муму" - один из следов умершей цивилизации.
|
Crusoe 04.08.2003 00:24:37 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: ->Grrub (2) |
E-mail: crusoe@on-island.net
|
50 миллионов "кого-то" имели: - собственную систему управления - общину, "мир"; - собственную систему товарооборота, шкалу цен; - собственную систему нравственных ценностей и правил общежития; - собственную культуру, хотя практически не имели письменности.
Одним словом, в России сосуществовали 2 цивилизации, причём первая, претендующая на то, чтобы называться "Россией", имела весьма неопределённые представления о второй.
Известно было, что ведёт вторая цивилизация себя как-то странно: притеснения первой сносились с терпением, блага от первой встречались бунтом. У второй цивилизации было какое-то мнение об общественном договоре: она была за крепкую власть, но и за справедливую власть. Её можно было поднять на войну и на бунт - но обязательно под знамёнами власти. Например, феномен самозванства. Или феномен Ленина: он смог оседлать вторую цивилизацию только предварительно став властью. Или феномен краха нашествия 1941 года: крестьяне в шинелях, сражавшиеся в окружении за власть, отнявшую у них всё; именно это обстоятельство сорвало блицкриг. Так что, не так и далёк от нас Герасим. Российские Колумбы неоднократно пытались понять, кто живёт с ними рядом. Иные писали прозу и стихи, иные строили теории: одни пытались поднять до себя мужика, другие - сами подняться до него, третьи требовали переменить народ, как негодный (то бишь непонятный). Самые догадливые честно писали: "Россия - Сфинкс," "В Россию можно только верить."
|
Crusoe 04.08.2003 00:23:32 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: ->Grrub |
E-mail: crusoe@on-island.net
|
++ ...если бы дело касалось Тутанхомона или иссохших африканцев, невесть почему сохранившихся на другом конце света; если бы это был Вавилон, или Китай, или какая-нибудь раса, столь же далёкая и таинственная, как "лунный человек", - вот тогда бы ваши газеты поведали бы об этом всё, вплоть до зубной щётки или запонки. Но о людях, которые построили ваши приходские храмы, дали названия вашим городам и ремёслам, даже дорогам, по которым вы ходите - о них вам никогда не хотелось что-нибудь узнать. ++Г.К.Честертон.
К 30-м годам 19-го века, 1 миллион людей, мнящих себя Российским Государством, стали осознавать, что рядом с ними живёт кто-то в количестве 50 миллионов, и что эти "кто-то" отнюдь не простой движитель сельскохозяйственных орудий и лучшая в мире пехота.
++ Высшие сословия - гильдейские граждане, гильдейские купцы, духовенство - представляли в численном отношении маленькие неровности, чуть заметные нарывы на народном теле; ... Теперь представим, что все это сельское население в большей части своих дел ведалось особой своей администрацией или землевладельцами, или чиновниками земской полиции и что общие правительственные учреждения ведали свободными, только высшим сословием. ... чем собственно правили эти бюрократические учреждения - Государственный совет, министерства и т.д.? Они правили ничтожной кучкой народа, может быть миллионом с небольшим душ; вся остальная масса ведалась своими особыми властями, и дело ее не доходило до общих учреждений. ++В.О.Ключевский.
|
Crusoe 03.08.2003 22:59:11 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Киевлянке |
E-mail: crusoe@on-island.net
|
По Костомарову: ++ В Александровской Слободе случилось между тем потрясающее событие: в ноябре 1581 года царь Иван Васильевич в порыве запальчивости убил железным посохом своего старшего сына, уже приобревшего под руководством отца кровожадные привычки и подававшего надежду, что, по смерти Ивана Васильевича, будет в его государстве совершаться то же, что совершалось при нем. Современные источники выставляют разно причину этого события. В наших летописях говорится, что царевич начал укорять отца за его трусость, за готовность заключить с Баторием унизительный договор и требовал выручки Пскова; царь, разгневавшись, ударил его так, что тот заболел и через несколько дней умер. Согласно с этим повествует современный историк ливонской войны Гейденштейн; он прибавляет, что в это время народ волновался и оказывал царевичу особое перед отцом расположение, и через то отец раздражился на сына. Антоний Поссевин (бывший через три месяца после того в Москве) слышал об этом событии иначе: приличие того времени требовало, чтобы знатные женщины надевали три одежды одна на другую. Царь застал свою невестку, жену Ивана, лежащею на скамье в одной только исподной одежде, ударил ее по щеке и начал колотить жезлом. Она была беременна и в следующую ночь выкинула. Царевич стал укорять за то отца: "Ты, - говорил он, - отнял уже у меня двух жен, постриг их в монастырь, хочешь отнять и третью, и уже умертвил в утробе ее моего ребенка". Иван за эти слова ударил сына изо всех сил жезлом в голову 17. Царевич упал без чувств, заливаясь кровью. Царь опомнился, кричал, рвал на себе волосы, вопил о помощи, звал медиков... Все было напрасно: царевич умер на пятый день и был погребен 19 ноября в Архангельском соборе. ++
|
Crusoe 03.08.2003 22:56:24 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Киевлянке |
E-mail: crusoe@on-island.net
|
Карамзин приводит версию с Псковом: ++ Во время переговоров о мире страдая за Россию, читая горесть и на лицах Бояр - слыша, может быть, и всеобщий ропот - Царевич исполнился ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: "Мятежник! ты вместе с Боярами хочешь свергнуть меня с престола!" и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им Царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: "Я убил сына!" и кинулся обнимать, целовать его; удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но Суд Небесный совершился!.. Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным... жил четыре дни и скончался 19 Ноября в ужасной Слободе Александровской... ++
|
Crusoe 03.08.2003 22:55:28 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Киевлянке |
E-mail: crusoe@on-island.net
|
Это вопрос: ++ Это есть вопрос. ++ Привычка давать волю гневу и рукам не осталась без страшного наказания: в ноябре 1581 года, рассердившись за что-то на старшего сына своего, Иоанна, царь ударил его - и удар был смертельный. Мы сказали: за что-то, ибо относительно причины гнева свидетельства разноречат; у псковского летописца читаем: "Говорят, что сына своего, царевича Ивана, за то поколол жезлом, что тот стал говорить ему об обязанности выручить Псков (от Батория)"; то же самое повторяют некоторые иностранные писатели; но Поссевин, бывший в Москве спустя только три месяца после события, рассказывает, что убийство произошло вследствие семейной ссоры: царевич вступился за беременную жену свою, которую отец его прибил. По свидетельству того же Поссевина, убийца был в отчаянии, вскакивал по ночам и вопил; собрал бояр, объявил, что он убил сына, не хочет более царствовать, и так как оставшийся царевич Феодор не способен править государством, то пусть подумают, кто из бояр достоин занять престол царский. Бояре, опасаясь, чтоб это предложение не было хитростию, объявили, что они не хотят видеть на престоле никого, кроме сына царского, и упрашивали самого Иоанна не покидать правления. ++Соловьёв
|
|