Буквоедица 14.04.2003 14:10 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: =>Crusoe. Спасибо, очень интересно! |
E-mail: feigel@com2com.ru
|
Мне никогда не приходило в голову, что в евангельских текстах может присутствовать какая-то ирония. В ветхозаветных-то и ирония, и комизм имеются, но чтоб в Евангелии...
Эту мысль я буду думать.
Насчёт того, что первые ученики Христа были изгнаны иудаизмом, - это, по-моему, анахронизм. Первые христиане очень долго считали себя иудеями, а уж обыкновенным-то иудеям, не ищущим новой веры, тем более не могло прийти в голову своих же братьев изгонять. Откуда изгонять-то? Из под неба не выгонишь. Разве что из страны можно выдворить, но это совсем другая история.
|
Зануда 14.04.2003 12:20 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: "Так то Фосфатка, а это Талый..." |
|
Певицу звать Шинед, когда-то была лысая. Какая на вид писательница, не помню: может, там и фотографии не было. Рассказы жестокие до патологии; сборник назывался "Хорошего человека найти нелегко"
|
Crusoe 14.04.2003 11:23 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Буквоедице: ирония фразы "нищие духом". |
|
Ирония, вкладываемая в эту фразу, выдаёт один из многих её смыслов - это вежливый эвфемизм. Причём ирония идёт от времени зарождения христианства.
Фраза эта из Нагорной проповеди, из вводной её части. Иисус обращается к пришедшим увидеть и послушать нового пророка. Естественно, в начале речи он приветствует собравшихся и обозначает для кого и о ком будет идти речь. 2000 лет звучат над миром его слова. Послушаем и мы.
++
1. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12.Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
++
NB: Зануда, "ищущие" в другом месте: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся". "Нищие духом" - не ищущие. Иисус не был склонен повторять одно и то же несколько раз, он Сын Божий, а не попугай.
Это обращение к изгнанным иудаизмом и язычеством, к плачущим, кротким, милосердным, не принимащим злого иудейского бога с его "око за око" и языческих богов, коварных, злых и распутных; к не находящим правды у "жрецов в законе", книжным и непонятным. Первая фраза любой речи - всегда особая, "ударная". И в ней обращение к "нищим духом".
Я придерживаюсь того толкования (а толкований этой фразы очень много), что это обращение к людям, которых больше всего и с которыми труднее всего говорить о религии, объяснять им отвлечённые понятия - к холопам, рабам, крестьянам, "простецам", людям, лишённым духовной жизни. Но Иисус просто не мог сказать: "Блаженны простецы, холопы, рабы, отбросы общества, плебс; не имещие времени и способностей умствовать, не понимащие - по занятости или по неспособности природной извивов мысли седобородых талмудистов и не верящие корыстным языческим жрецам; чернь, в поте лица зарабатыващая хлеб свой, влачащая свои дни в безнадежности скудного бытия ..." Это та правда, которая просто должна быть скрыта покровом. И ироничность, о которой Вы сказали, намекает на этот покров и на то, что под ним - на религию бедных и неучёных.
Как писал Ренан: ("Жизнь Иисуса", гл. 12)
++
Таков был кружок лиц, сплотившихся вокруг Иисуса на берегах Тивериадского моря. Аристократия в нем была представлена сборщиком податей и женой управителя. Остальное составляли рыбаки и простолюдины. Они отличались крайним неведением; они были неглубокого ума, верили в привидения и в духов. В эту первую христианскую общину не проник ни один элемент эллинской культуры; в еврейском смысле образование ее было также далеко не полным; зато члены ее были исполнены добрых чувств и доброй воли.
++
Иисус приносит отверженным благую весть в первых словах Нагорной проповеди. Это фундаментальная для христианства идея: книгочей, постигший веру через разум и тёмный землепашец, не имеющий жизни духовной, "нищий духом", но богатый верой равно обретут царствие небесное. В те времена ирония "нищих духом" имела оттенок: "куды прёшь, босяк!" А в нынешние - натужное стремление определённого слоя общества свою особливость показать от протчих...
|
bazilK 14.04.2003 11:08 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Буквоедице |
|
Вот давно терплю, но сегодня в эфире А.А.В. - "из города Верхняя ПЫшма"... :(
Город - Верхняя ПышмА, река - ПышмА, посёлок - ПышмА!!!
А так же, когда речь идёт о родине г. Ельцина Б.Н. - Деревня там не БУтка, и не БУдка, а БуткА!!!
Т.е. ударения на последнем слоге. Почему так на первый-то слог тянет, а?
Вот. :)
|
Арнольд 14.04.2003 10:56 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Интересная статья |
E-mail: arno1251@mail.ru
|
Е. Васянина. Наброски к лингвистическому портрету русских американцев.
http://gramota.ru/journals.html?m=ruszr&n=02-2001&id=193
%% заимствования-глаголы драйвать, релаксировать, прилагательные юзанный (поюзанный) %%
К стыду своему -- "релаксировать" и "юзать", "поюзанный" я употребляю, даже не будучи эмигрантом.
|
|